86RS0002-01-2023-003919-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2023 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,
при секретаре Сембаевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4256/2023 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дизельэнергосервис» об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре и Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дизельэнергосервис» (далее – ООО «Дизельэнергосервис») проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды и в деятельности ООО «Дизельэнергосервис» были выявлены нарушения, выразившиеся в эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие проведения инвентаризации и без принятия мер по постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Проверкой было установлено, что ООО «Дизельэнергосервис» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду - «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, включающего в себя: Шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплекса со счетчиком Rabo G 100 Ду80, с корректором ЕК 270, газовым обогревателем с редуктором и теплоизоляцией шкафа. Фильтр газа, запорная арматура (4 крана СТРИЖ) - 1 (шт.); ГРПШ-13-2НВ-ПУ1 на РДГ-50В и РДГ-50Н, с обогревом, утепленный, 1 вход и два выхода, ИПД на Ф-2(шт.), а также трубопровод из стальных электросварных прямошовных труб 57x3,5 ГОСТ 8731-74-18 (м.п.) (внеплощадочные сети). Эксплуатация объекта осуществляется с использованием газа, транспортируемого на основании договора, заключенного с ООО «Нижневартовскгаз». Однако ответчиком в соответствии с нормами природоохранного законодательства не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, кроме того, установлено, что указанный объект не поставлен на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также проверка показала, что ответчиком не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, производственный контроль не осуществляется, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в установленном порядке не предоставляется. В процессе проверки было выявлено, что ответчиком, в нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, не утвержден проект санитарно-защитной зоны для указанного объекта, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформлено. С целью устранения выявленных нарушений закона природоохранной прокуратурой в адрес руководителя юридического лица внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом нарушения закона фактически не устранены. Просит обязать ООО «Дизельэнергосервис» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объекта - «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, включающего в себя: Шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплекса со счетчиком Rabo G 100 Ду80, с корректором ЕК 270, газовым обогревателем с редуктором и теплоизоляцией шкафа. Фильтр газа, запорная арматура (4 крана СТРИЖ) - 1 (шт.); ГРПШ-13-2НВ-ПУ1 на РДГ-50В и РДГ-50Н, с обогревом, утепленный, 1 вход и два выхода, ИПД на Ф-2(шт.), а также трубопровод из стальных электросварных прямошовных труб 57x3,5 ГОСТ 8731-74-18 (м.п.) (внеплощадочные сети) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, так же по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию указанного объекта - «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологические заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии ее санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.
Производство по делу в части возложения на ответчика обязанности произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подать в Природнадзор Югры заявление о постановке на госудаственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, разработать и утвердить программу производственного экологического контроля для объекта «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, прекращено, о чем вынесено отдельное определение.
Представитель истца помощник прокурора г.Нижневартовск Кириллова К.С. в судебном заседании доводы, указанные в иске, поддержала и на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика Атаханова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры о дате и времени судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении в его отсутствие, в котором так же указал, что заявленные исковые требования Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре о дате и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре пояснениям эксплуатация ответчиком объектов, являющихся источником химического, физического, биологического воздействия на окружающую среду обитания человека, без разработки и согласования в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и наличия положительного санитарно-эпидемиологического заключния на него, осуществляться не может.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащие удовлетворению.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В целях охраны атмосферного воздуха, в силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Размеры санитарно-защитной зоны для производственных (промышленных) площадок определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 25 сентября 2007 года №74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия ца среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная, территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений,, установленных гигиеническими нормативами,. так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По; своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект, ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зрны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный; воздух и, подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.,2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Судом установлено, что 08 февраля 2023 года Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой с целью проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере окружающей среды, атмосферного воздуха и промышленной безопасности в ООО «ДизельЭнергоСервис» в адрес ответчика было направлено требование о предоставлении в срок не позднее 15 февраля 2023 года следующей информации: об объектах, на которые поставляется газ, используемый в качестве топлива (с указанием наименования объекта, адреса его местонахождения, реквизитов правоустанавливающих документов, на основании которых эксплуатируется объект, параметров агрегата, использующего в качестве топлива газ); о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1-36 классов опасности; свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны объекта санитарно-эпидемиологическоим требованиям и нормативам (с приложением подтверждающих документов).
Из ответа ООО «ДизельЭнергоСервис» от 16 февраля 2023 года следует, что ответчик предоставил информацию о том, что у него имеются сети газопотребления, расположенные по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, включающего в себя: Шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплекса со счетчиком Rabo G 100 Ду80, с корректором ЕК270, газовым обогревателем с редуктором и теплоизоляцией шкафа. Фильтр газа, запорная арматура (4 крана СТРИЖ) - 1 (шт.); ГРПШ-13-2НВ-ПУ1 на РДГ-50В и РДГ-50Н, с обогревом, утепленный, 1 вход и два выхода, ИПД на Ф-2(шт.), а также трубопровод из стальных электросварных прямошовных труб 57x3,5 ГОСТ 8731-74-18 (м.п.) (внеплощадочные сети). Техническое обслуживание указанных объектов осущесвляется ООО «Нижневартовскгаз» на основании договора № от 01 июня 2022 года, заключенного между ООО «ДизельЭнергоСервис» и ООО «Нижневартовскгаз».
28 апреля 2023 года Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в результате проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере окружающей среды, атмосферного воздуха и промышленной безопасности в ООО «ДизельЭнергоСервис» были выявлены нарушения, в частности проверка показала, что ответчик до настоящего времени не утвердил проект санитарно-защитной зоны для имеющегося у него объекта «Сети газопотребления», санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило.
Из договора подряда № от 20 октября 2021 года на техническое перевооружение производственной базы, заключенного между ООО «ДизельЭнергоСервис» и ООО «Нижневартовскгаз», следует, что на последнего возложена обязанность в срок до 28 февраля 2022 года выполнить комплекс работ по техничекому перевооружению производственной базы заказчика ООО «ДизельЭнергоСервис», который включает в себя: строительно-монтажные работы, оформление исполнительно-технической докуцментации, постановка на государственный кадастровый учет, подготовку документов для регистрации опасного производственного объекта.
11 мая 2023 года между ООО «ДизельЭнергоСервис» и ООО «Нижневартовскгаз» заключен договор №Э-2 на оказание услуг по эксплуатации объектов газораспределения, согласно которого ООО «Нижневартовскгаз» по поручению ООО «ДизельЭнергоСервис» принимает на себя оказание услуг по эксплуатации (техническая эксплуатация, техническое обслуживание и текущий ремонт) следующих объектов: внеплощадные сети газоснабжения объектов ООО «ДизельЭнергоСервис», назначение: сооружение газохимического комплекса, кадастровый номер №; технологическое присоединение сети газопотребления объектов ООО «ДизельЭнергоСервис» с назначением: сооружения трубопроводного транспорта, кадастровый номер №; шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплека со счетчиком Rabo G100 Ду50, с корректором ЕК 270, газовым обогревателем с ГРПШ-1-2НВ-ПУ1 на РДГ-50Ви РДГ-50Н.
Таким образом, поскольку ответчик в судебном заседании не представил доказательств наличия у него разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны для имеющегося у него объекта «Сети газопотребления», то суд приходит к выводу, что в настоящее время ответчик, осуществляя деятельность, связанную с эксплуатацией источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нарушает требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно норм Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», также требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны.
В соответствие со ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 31 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законадательства в области охзраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, устанавливается имущественная дисциплинарная, административная и уголовная ответствнность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В силу требований п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, норм санитарно-эпидемиологического законодательства, суд считает требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание требования разумности, суд считает возможным установить ответчику срок для разработки и утверждении проекта санитарно-защитной зоны и обеспечения эксплуатации объекта - «Сети газопотребления», при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологические заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии его санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, а также обеспечения эксплуатации указанного объекта - 1 год с момента вступления в силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДизельЭнергоСервис» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объекта - «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, включающего в себя: Шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплекса со счетчиком Rabo G 100 Ду80, с корректором ЕК 270, газовым обогревателем с редуктором и теплоизоляцией шкафа. Фильтр газа, запорная арматура (4 крана СТРИЖ) - 1 (шт.); ГРПШ-13-2НВ-ПУ1 на РДГ-50В и РДГ-50Н, с обогревом, утепленный, 1 вход и два выхода, ИПД на Ф-2(шт.), а также трубопровод из стальных электросварных прямошовных труб 57x3,5 ГОСТ 8731-74-18 (м.п.) (внеплощадочные сети) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДизельЭнергоСервис» по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию объекта - «Сети газопотребления», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, включающего в себя: Шкафной узел учета природного газа на базе измерительного комплекса со счетчиком Rabo G 100 Ду80, с корректором ЕК 270, газовым обогревателем с редуктором и теплоизоляцией шкафа. Фильтр газа, запорная арматура (4 крана СТРИЖ) - 1 (шт.); ГРПШ-13-2НВ-ПУ1 на РДГ-50В и РДГ-50Н, с обогревом, утепленный, 1 вход и два выхода, ИПД на Ф-2(шт.), а также трубопровод из стальных электросварных прямошовных труб 57x3,5 ГОСТ 8731-74-18 (м.п.) (внеплощадочные сети) при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологические заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии его санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья О.Л. Плотникова
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.