Решение по делу № 4Г-302/2018 [44Г-2/2019 - (44Г-61/2018)] от 24.09.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                                                      № 44-Г-2/19

г. Грозный                                                                                  6 февраля 2019 года

Президиум Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Ламердонова Т.М.,

членов президиума - Арсемерзаева Т.З., Адилсултанова Э.А., Александрова Г.И.,

при секретаре Хизриевой М.Б.,

с участием истца Джангазьева Х.М. и его представителей – Ахматханова З.Х., Тапаева М.А-Х.,

представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике Даргаева И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джангазьева Хамзата Муслуевича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначального обращения с рапортом 4 апреля 2014 года

по кассационной жалобе Джангазьева Хамзата Муслуевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 26 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Чеченской Республики Дакаевой Р.С., президиум Верховного Суда Чеченской Республики

у с т а н о в и л:

Джангазьев Х.М. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике (далее – УФСИН по ЧР) и с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от 4 октября 2016 года (протокол № 76) в части отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным; признании за ним права на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с действующим законодательством; возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять его на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента первоначального обращения, то есть с 4 апреля 2014 года.

В обоснование заявленных требований Джангазьев X. М. указал, что более 10 лет проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, имел звание прапорщика внутренней службы.

4 апреля 2014 года он обратился в УФСИН по ЧР с рапортом о принятии его и членов его семьи (супруги и двоих детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ), приложив необходимые документы. Решением комиссии ФСИН России от                       4 октября 2016 года (выписка из протокола № 76) ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением им обязательных документов, предусмотренных пунктом               5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 года № 369.

Считает, что у комиссии ФСИН России не имелось оснований для отказа ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку к его заявлению были приобщены все необходимые документы.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 25 апреля                  2018 года исковые требования Джангазьева Х.М. удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 26 июля 2018 года решение Ленинского районного суда Чеченской Республики от 25 апреля 2018 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Джангазьева Х.М.

В поступившей 24 сентября 2018 года кассационной жалобе Джангазьев Х.М. просит отменить решение суда апелляционной инстанции, считая его незаконным и необоснованным, и оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Грозного. Полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Заслушав объяснения Джангазьева Х.М. и его представителей Ахматханова З.Х. и Тапаева М.А-Х., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФСИН России и УФСИН по ЧР                     Даргаева И.С., просившего оставить в силе решение суда апелляционной инстанции, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, президиум Верховного Суда Чеченской Республики приходит к следующему.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум Верховного Суда Чеченской Республики приходит к выводу, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 года                              № 283-ФЗ, что следует из части 1 статьи 1 названного закона.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от                       30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года                № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Джангазьев Х.М. проходил службу в уголовно-исполнительной системе и по состоянию на                     1 апреля 2014 года согласно справке Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 2 УФСИН по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ года № и послужному списку личного дела № он имел выслугу лет в календарном исчислении -10 лет 1 месяц 28 дней; в льготном исчислении -                15 лет 2 месяца 7 дней.

С 10 августа 2005 года Джангазьев Х.М. состоит в браке с                           ФИО19., на момент подачи рапорта на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты они имели двоих детей: ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО21.,                       ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Джангазьев Х.М., его супруга и дети зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> по указанному адресу согласно выписке из похозяйственной книги от 31 марта 2014 года № 2 принадлежит Джангазьеву Муслу - отцу Джангазьева Х.М.

Согласно выписке из домой книги от 17 марта 2014 года                       Джангазьев Х.М. зарегистрирован по месту жительства 9 ноября 1983 года, Махаева Р.М. с 9 августа 2005 года, Джангазьева Л.Х. с 2006 года, Джангазьева Л.Х. с 2009 года. По указанному адресу зарегистрировано и проживают 11 человек.

Согласно справкам филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Чеченской Республике от 25 марта 2014 года, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 24 марта 2014 года № , № , № , № у Джангазьева Х.М., Махаевой Р.М., Джангазьевой Л.Х. и                    Джангазьевой Л.Х. отсутствуют в собственности и в пользовании на условиях договора найма жилые помещения.

4 апреля 2014 года Джангазьев Х.М. обратился в УФСИН по ЧР с рапортом о принятии его и членов его семьи (супруги и двоих детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального закона от                    30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Решением комиссии ФСИН России от 4 октября 2016 года (выписка из протокола № 76) Джангазьеву Х.М. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением им обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: выписки из ЕГРП представлены не всеми территориальными Управлениями Росреестра и не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором проживает он и его семья.

Разрешая заявленные требования и ссылаясь на приведенные выше положения закона, а также установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные комиссией ФСИН России основания отказа в постановке Джангазьева Х.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является необоснованным, поскольку Джангазьев Х.М. нуждается в жилом помещении по одному из условий, определенных частью         3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, им или членами его семьи не совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и в комиссию ФСИН России представлен необходимый перечень документов для постановки на соответствующий учет, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не подвергая сомнению право Джангазьева Х.М. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, пришел к выводу о том, что отказ комиссии ФСИН России является обоснованным, поскольку Джангазьев Х.М. не предоставил документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты обязательные законом документы, а именно: правоустанавливающие документы на домовладение, в котором он проживает; выписки из ЕГРП о наличии или об отсутствии жилья в других субъектах Российской Федерации.

Однако выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе.

Так, из материалов дела следует, что Джангазьев Х.М. при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты приложил к нему справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиал по Чеченской Республике, и выписки из ЕГРП о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 24 марта 2014 года № ,                       № , согласно которым у Джангазьева Х.М., Махаевой Р.М., Джангазьевой Л.Х. и Джангазьевой Л.Х. отсутствуют в собственности и в пользовании на условиях договора найма жилые помещения.

Указанные выписки из ЕГРП даны о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на всей территории Российской Федерации (л.д. 8-11).

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о непредставлении истцом выписок из ЕГРП других субъектов Российской Федерации является необоснованным, опровергается материалами дела.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Из материалов дела следует, судом установлено и не оспаривается сторонами, что Джангазьев Х.М., его супруга и дети проживают в жилом доме общей площадью 90 кв.м. по адресу: Чеченская Республика, Надтеречный район, с. Надтеречное, ул. Октябрьская, д. 4. Указанный жилой дом согласно выписке из похозяйственной книги от 31 марта 2014 года № 2 принадлежит отцу Джангазьева Х.М. – Джангазьеву Муслу.

Право собственности Джангазьева Муслу на указанный жилой дом не зарегистрировано в Росреестре по Чеченской Республике, о чем свидетельствует уведомление об отсутствии данной информации в ЕГРП, следовательно, вопреки выводам суда апелляционной инстанции Джангазьев Х.М. не мог представить в комиссию ФСИН России иные документы на жилой дом, кроме как выписку из похозяйственной книги. Выписка из похозяйственной книги выдана уполномоченным органом и содержит необходимые сведения для определения обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. То есть, указанная выписка из похозяйственной книги в совокупности с другими документами является достаточной для определения юридически значимого обстоятельства по настоящему делу – установление нуждаемости Джангазьева Х.М. в жилом помещении по одному из оснований, определенных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Кроме того, пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, которым установлен перечень необходимых документов, предусматривает в части предоставления документов на жилое помещение только представление сотрудником документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Указанные документы Джангазьевым Х.М. были представлены в комиссию ФСИН России.

Перечень документов, подлежащих обязательному представлению в комиссию ФСИН России в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, носит исчерпывающий характер и не содержит требование о предоставлении сведений из ЕГРП на жилое помещение, в котором проживает сотрудник и которое ему не принадлежит, о чем предоставлены соответствующие выписки из ЕГРП.

Приведенные обстоятельства и положения закона свидетельствуют о том, что вывод суда апелляционной инстанции о необходимости предоставления выписки из ЕГРП на жилой дом, принадлежащий отцу Джангазьева Х.М., не основан на законе.

С учетом приведенных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Джангазьева Х.М., а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.

Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок не требуется установления новых обстоятельств дела, исследования и оценки доказательств, и учитывая, что изложенные в решении Ленинского районного суда г. Грозного от 25 апреля 2018 года выводы соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на подлежащих применению нормах материального права и по существу спора являются правильными, оно подлежит оставлению в силе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Чеченской Республики

п о с т а н о в и л:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 26 июля 2018 отменить, решение Ленинского районного суда г. Грозного от 25 апреля 2018 года оставить в силе.

Председательствующий                                                                Т.М. Ламердонов

4Г-302/2018 [44Г-2/2019 - (44Г-61/2018)]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с оставлением в силе решения суда 1ой инстанции
Истцы
Джангазьев Х.М.
Ответчики
УФСИН РФ по ЧР
Другие
Даргаев Ибрагим Салманович
Тапаев Муслим Абдул-Хамидович
Ахматханов Заурбек Хуважибаудыевич
Суд
Верховный Суд Чеченской Республики
Судья
Дакаева Роза Cайдаевна
06.02.2019
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее