АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2023 года пгт Кумены
Кировская область
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 43MS0024-01-2023-002556-67, №11-35/2023) по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от 04.09.2023 г., вынесенное по иску Тимкиной Е.В. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, которым постановлено:
исковые требования Тимкиной Е.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области (ИНН 4347015963) за счет средств казны субъекта Российской Федерации -«Кировская область» в пользу Тимкиной Е.В. (ИНН 431400515503) возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 165,96 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1374,98 рубля, а всего 40 540,94 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Тимкиной Е.В. отказать,
у с т а н о в и л:
Тимкина Е.В. обратилась к мировому судье судебного участка №21 Куменского судебного района Кировской области с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, указав в обоснование иска о том, что проживает по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Куменскую центральную больницу на должность заведующей детским отделением, врача-педиатра. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя главного врача по лечебной работе. В данной должности работает по настоящее время.
Ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, Куменская ЦРБ являлась муниципальным учреждением здравоохранения; с ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение здравоохранения действует в форме Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (КОГБУЗ) «Куменская ЦРБ».
До ДД.ММ.ГГГГ включительно на основании ч.2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ она (истец) пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением. С ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается только лишь частичная компенсация по оплате данных жилищно-коммунальных услуг.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ею понесены затраты на оплату коммунальных услуг за отопление и электроснабжение, соответственно в размере 33 638,88 рублей и 20856,20 рублей. Частичная компенсация коммунальных платежей, выплаченная за счет средств областного бюджета за тот же период времени, составила 8 609,00 рублей. Таким образом, невозмещенная сумма затрат составляет 45 886,08 рублей, о взыскании которой с Министерства финансов Кировской области были заявлены исковые требования Тимкиной Е.В. (л.д.№.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Ответчик - Министерство финансов Кировской области, представителем которого подана апелляционная жалоба, '«росит отменить решение мирового судьи и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов указано о том, что ранее в соответствии с ч.2 статьи 63 Основ законодательства РФ Об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487 в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, и проживающие с ними члены семьи имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми признана утратившей силу часть 2 данной правовой нормы (статьи 63 Основ). Одновременно с этим в эту статью введены части 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, или органами местного самоуправления.
Указанным государственным органам (Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ), а также органам местного самоуправления) с 01.01.2012 г. предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет средств соответствующего бюджета, ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21Л1.20П г. №3232-Ф3 «Об основах здоровья граждан в РФ). Таким образом, с 01.01.2005 г. правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с представления льгот в натуральной форме изменено на выплату денежной компенсации.
С принятием данного Федерального закона утратили силу ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487 и статья 35 Федерального закона №122-ФЗ.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. №267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая медицинских работников медицинских организаций) проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, в форме ежемесячной частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством Кировской области.
Представитель ответчика считает, что выводы мирового судьи о наличии права истца на получение компенсации расходов по оплате жилищно -коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, т.к. положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отопление и освещением сельской местности в поселках городского типа) с 01.91.2005 г. утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как не предусмотрено и полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг указанной категории работников.
При этом доказательств того, что размер денежной компенсации, установленный законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01.01.2005 г. и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 г. уменьшился, не представлено.
Закон Кировской области от 03.11.2004 г. №267-30 «О мерах
социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих,
вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или
поселках городского типа Кировской облаете» является действующим, а
потому льготы медицинским работникам должны предоставляться в
соответствии с ним.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, о дате, времени и месте которого истец Тимкина Е.В., представитель ответчика Министерства финансов Кировской области были своевременно и надлежаще извещены, не явились. В суд направили ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 ГПК РФ в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимкина Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ г. Тимкина Е.В. окончила <данные изъяты> с присвоением квалификации врач-педиатр.
Учреждение здравоохранения -Куменская ЦРБ, где с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским отделением и врача-педиатра работала и продолжает работать непрерывно до настоящего времени в должности заместителя главного врача по лечебной работе и врача-педиатра районного Тимкина Е.В., являлось до ДД.ММ.ГГГГ муниципальным учреждением здравоохранения, а с указанной даты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, является областным государственным учреждением здравоохранения, находящимся в ведении субъекта РФ «Кировская область».
Фактическое пользование Тимкиной Е.В., являвшейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в поселке городского типа, льготами на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно подтверждено материалами гражданского дела, а именно судебным решением, вступившим в законную силу, которое в соответствии со статьей 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при разрешении заявленного спора.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец внесла плату за коммунальные услуги по отоплению и освещению занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в общей сумме 39 165,96 рублей.
За тот же период времени, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом получена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 9 426 рублей, что подтверждается сведениями, представленными КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе».
Обращаясь с настоящим иском, Тимкина Е.В. просила взыскать с Министерства финансов Кировской области уплаченные ею денежные средства за жилищно-коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 886, 08 рублей.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., положениями статей 35, 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», исходил из того, что получение медицинским работником, работающим в сельской местности и пользовавшимся до 01.01.2005 г. правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, не прекратившим своих трудовых отношений и продолжающим проживать в сельской местности или поселке городского типа, не лишает его права после 01.01.2005 г. на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме за счёт средств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установив, что до 01.01.2005 г. истец пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, мировой судья пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, взыскав с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу истца разницу между фактически понесенными ею расходами на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению и частично компенсированными расходами в размере 39 165,96 рублей.
Между тем, с указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют нормам материального права.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С 22.11.2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487 и статья 35 Федерального закона № 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1.01.2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления 01.01.2005 г. в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с 01.01.2005 г. 'правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при изданий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменений после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем, субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенных в определениях от 12.07.2006 г. № 375-0, от 04.12.2007 г. № 947-0-П, от 07.02.2008 г. № 383-0-П, Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционном предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области № 267-30 от 03.11.2004 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Согласно статье 4 указанного закона размер частичной компенсации установлен с 01.07.2014 в сумме 628 руб., с 01.03.2022 – в сумме 817 руб..
В силу Закона Кировской области № 267-30 от 03.11.2004 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер.
Денежная компенсация истцу за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 выплачена в размере 9 426 рублей КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе», исходя из размера, установленного статьей 4 Закона Кировской области № 267-30 от 03.11.2004.
Из вышеизложенных норм следует, что для медицинских работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены с 01.01.20005 и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, в этой связи выводы мирового судьи о наличии права истца на получение компенсации расходов за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е де ел и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от 04.09.2023 отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тимкиной Е.В. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, отказать.
Определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья Н.В. Дербенёва