Судья Зорина О.В.
Дело № 7-723/2020 / 21-427/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 01 июня 2020 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Марьюсика Сергея Васильевича на решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 13.01.2020, постановление начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Пермского края от 06.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Пермского края от 06.11.2019 №03-03/13-19 публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее по тексту ПАО «ФСК ЕЭС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 13.01.2020, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника – директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское предприятие магистральных электрических сетей Пономарева Е.В., постановление должностного лица от 06.11.219 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности Марьюсик С.В. просит об отмене решения судьи городского суда и постановления должностного лица в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, указывая на выполнение ПАО «ФСК ЕЭС» на момент составления акта осмотра обязательств по расчистке просеки высоковольтной линии, срок выполнения работ не истекли. Полагает, что административным органом были нарушены требования Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №476 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 №394 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» при осуществлении государственного надзора.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица, заявитель жалобы – защитник Марьюсик С.В., извещенные о времени и месте надлежащим образом, участие не принимали.
Защитник ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности Пермяков С.А. жалобу поддержал по ее доводам.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ч.3 ст.53 названного Кодекса правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила), пунктами 34, 35 которых предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Как следует из материалов дела, ПАО «ФСК ЕЭС», является собственником линейного сооружения ВЛ 500 кВ Буйская-Калино, назначение: передаточное устройство, протяженность 297400 м(пермский край – 97,7%, Республика Башкортостан – 2,3 %), адрес объекта: ****.
Согласно договору от 08.02.2018 на оказание услуг по титулу «Программа по расширению просек ВЛ ЕНЭС филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Урала» ПАО «ФСК ЕЭС», действуя в качестве заказчика, поручило ООО «***» (подрядчик), а последнее обязалось выполнить работы по доведению ширины просек воздушных линий до нормативной величины в Пермском ПМЭС.
Из поступившего от ООО «***» в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии уведомления от 17.12.2018 об окончании производства работ по расширению охранной зоны ВЛ до нормативных значений следует, что срок окончания производства работ по расширению охранной зоны ВЛ до нормативных значений 1в кварталах **, ** Кунгурского участкового лесничества (****) ГКУ «Кунгурское лесничество» определен 06.01.2019. Сведения о продлении указанного срока отсутствуют.
25.03.2019 мастером леса ГКУ «Кунгурское лесничество» с участием представителя ООО «***» в соответствии с графиком осмотров лесных участков по информациям о вырубке деревьев, кустарников для эксплуатации ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов, в том числе в охранных зонах (линейные объекты) на территории ГКУ «Кунгурское лесничество осуществлен осмотр лесного участка, по результатам которого выявлено, что в квартале ** (части выделов **, **, **), квартале ** (части выделов **, **, **) Кунгурского участкового лесничества (****) присутствует наличие порубочных остатков, ветвей, сучьев, стволов срубленных деревьев (сучья не обрезаны, стволы находятся в хлыстах, хаотично разбросаны по всей площади 2,8661 га), лесозаготовительные бригады с техникой на момент проведения проверки отсутствуют. Акт подписан представителем ООО «***» без каких-либо замечаний, сопровождается фотоматериалом.
Указанное в совокупности опровергает доводы жалобы о том, что в дальнейшем на момент составления акта осмотра от 13.05.2019 юридическое лицо выполняло свои обязательства по расчистке просеки высоковольтной линии, а доказательства указанного не представлены.
29.03.2019 в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» направлено уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений, произвести очистку охранных зон ВЛ 500 кВ Буйская – Калино от порубочных остатков на территории ГКУ Пермского края «Кунгурское лесничество», привести охранные зоны ВЛ 500 кВ Буйская – Калино в соответствие с п.п. «к» п.12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, п.п. 9, 16, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2017 №417, п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, до начала пожароопасного сезона, полученное ПАО «ФСК ЕЭС» 16.04.2019.
13.05.2019 мастером леса ГКУ «Кунгурское лесничество» проведен осмотр лесных участков, указанных в уведомлении ООО «***» от 17.12.2018, извещение о дате осмотра направлялось в ПАО «ФСК ЕЭС», получено последним 16.04.2019.
В ходе осмотра выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, указанным в акте осмотра от 25.03.2019: в квартале ** (части выделов **, **, **), квартале ** (части выделов **, **, **) Кунгурского участкового лесничества (****) присутствует наличие порубочных остатков, ветвей, сучьев, стволов срубленных деревьев (сучья не обрезаны, стволы находятся в хлыстах, хаотично разбросаны по всей площади 2,8661 га), выявлено нарушение в виде неочистки места рубки от порубочных остатков.
Нарушение зафиксировано актом от 13.05.2019, фотоматериалом с указанием координат местоположения фотосъемки.
При этом из указанных документов не следует, что на 13.05.2019 велись какие-либо работы.
При том, что приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2019 № СЭД-30-01-02-490 на территории Кунгурского лесничества открыт пожароопасный сезон с 29.04.2019, выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и привлечения юридического лица к административной ответственности по данной норме.
Вопреки доводам заявителя жалобы, вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, являются правильными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ПАО «ФСК ЕЭС», в том числе, предупрежденное о необходимости очистки мест рубок от порубочных остатков до начала пожароопасного периода, не представило доказательств невозможности выполнения требований своими силами или силами подрядчика, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению действующего законодательства.
Утверждение о недоказанности вины юридического лица противоречит вышеизложенным обстоятельствам, а потому расценивается как необоснованное, поскольку выявленное в пожароопасный период наличие в охранной зоне линии электропередачи порубочных остатков, свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы, направленные на нарушение в ходе осмотра действующего законодательства, не могут быть приняты, поскольку в данном случае имеют место иные правоотношения, чем предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008. Осмотр проводился должностным лицом лесничества в пределах полномочий, предоставленных ему лесным законодательством.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
С учетом изложенного вина ПАО «ФСК ЕЭС» в совершении административного правонарушения заключается в том, что юридическое лицо не обеспечило выполнение требований Правил пожарной безопасности в лесах, при отсутствии каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения ПАО «ФСК ЕЭС» данных требований и принятия всех зависящих от него мер, направленных на предупреждение правонарушения, не представлено.
Принцип презумпции невиновности в ходе производства по делу не допущен.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначение административного штрафа соответствует содеянному, является справедливым.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» не допущено.
При таких обстоятельствах основания для изменения либо отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Пермского края от 06.11.2020, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 13.01.2020 оставить без изменения, жалобу защитника Марьюсика Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - подпись