Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-444/2024 ~ М-5/2024 от 09.01.2024

Решение

Именем Российской Федерации

19 апреля 2024 г. г.Городец

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием представителя ответчика- Капрановой О.Н., третьего лица не заявляющего самостоятельных требований- Бирюковой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» об обязании исполнить предписание,

установил:

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее по тексту Госжилинспекция) обратилась в суд с иском Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» (далее по тексту МУП «ТВК») о возложении обязанности провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от *** *, а именно - произвести перерасчет ежегодной корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам 2021 г. собственникам помещений в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области.

В обоснование исковых требований указано, что *** в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции ....... поступило обращение жителя, проживающего по адресу: ....... (от *** № ОГ-515-100301/23), по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. *** Госжилинспекцией в отношении МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья на основании решения от *** * проведена внеплановая документарная проверка. На момент проведения проверки и изучения предоставленных документов установлено, что МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья является поставщиком коммунальной услуги по отоплению населению на территории города Заволжья Городецкого муниципального округа Нижегородской области. Исходя из предоставленных документов установлено, что многоквартирный ....... муниципального округа Нижегородской области оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию, однако прибор учета в 2021 году находился в неисправном состоянии за исключением периода с 8 декабря по ***. За период с *** по *** гг. включительно, показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области отсутствуют. Таким образом, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области в течении всего 2021 г. находился в неисправном состоянии за исключением периода с *** по ***. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с *** по *** в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области производился исходя из норматива потребления, а с *** исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Корректировка размера платы указанным выше способом, а именно: в отсутствие показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, принятие в качестве фактического объема потребления тепловой энергии, объема определенного с использованием нормативов потребления из расчета 12 месяцев, противоречит требованиям Правил № 354. Таким образом, действия (бездействие) МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья, выразившиеся в нарушении вышеуказанных норм, ведет к неверному начислению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, что нарушает права и законные интересы потребителей проживающих в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области. Выявленные нарушения допущены МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья. В связи с вышеизложенным Госжилинспекцией в адрес МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья было выдано предписание от *** 515-15-223/2023 со сроком исполнения до ***. Данное предписание МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья не исполнено.

Представитель истца Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Бирюкова О.В., привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, требования Госжилинспекции считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования Госжилинспекции не признал. Суду пояснил, что на основании Протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД * от *** было принято решение о заключении прямого договора о внесении платы за услуги водоснабжения платы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения ответчику. Согласно постановления Администрации г.Заволжья Нижегородской области * от 16.10.2014г. ответчик является единой теплоснабжающей организацией для централизованной системы теплоснабжения на территории г.Заволжье. Постановлением Правительства Нижегородской области № 594 от 20.08.2018г. установлено, что на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года. Ввиду того, что МКД * оборудован ОДПУ, а его жилые и нежилые помещения не оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, ответчик производил расчет платы в 2021г., согласно требований п.3(6) и п.3 Приложения * Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утв.Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., то есть, исходя из среднемесячного объема показаний ОДПУ взятых за 2020г. Согласно акта о повторном допуске в эксплуатацию от 19.10.2020г. ОДПУ в МКД * был принят к учету ответчиком 21.09.2020г.. Вместе с тем, с декабря 2020г. в адрес ответчика перестали поступать распечатки с показаниями ОДПУ МКД *, обязанность по предоставлению которых возложена на управляющую компанию ООО «Первый» (далее УК), о чем ответчик уведомил УК письмами * от 08.02.2021г., * от ***. В свою очередь, УК направило в адрес ответчика письмо * от ***, в котором сообщило, что в отопительный период 2020-2021г.г. ОДПУ не работал и будет заменен на новый в декабре 2021г. В дальнейшем, на основании акта от *** новый ОДПУ с *** был принят ответчиком для коммерческого учета. С *** по *** расчет объемов и стоимости отопления производился ответчиком по нормативам потребления, в связи с тем, что ОДПУ работал менее 3-х месяцев отопительного периода и не был введен в эксплуатацию по истечение 3 расчетных периодов подряд, согласно п.59(1), 59(2), 60(1) правил № 354, а с 09.12.2021г. по 31.12.2021г. при расчетах учитывались показания ОДПУ. Согласно п.42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Ежегодная корректировка платы за отопление по итогам 2021г., производилась ответчиком в соответствии с п.3(4) Приложения № 2 Правил № 354. Расчет ежегодной корректировки платы включает в себя не только показания ОДПУ, но и норматив потребления, в том случае, когда ОДПУ выходит из строя. Так же, истец при вынесении Предписания не учел, что в декабре 2021г. ОДПУ в МКД * был введен в эксплуатацию и его показания использовались для расчетов за услугу, в связи с чем, заявление истца о том, что на протяжении 2021г. ответчик для расчетов использовал исключительно норматив потребления не соответствует действительности. МУП «ТВК» г.Заволжья считает требования ГЖИ НО необоснованными.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем.

Согласно пункту 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу п. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3, 4, 4.1, 4.2 ст. 20 ЖК РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, - созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (подп. "а", "б" п. 3.1. Положения).

Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях. Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции Нижегородской области следует из прямого указания ст. 25 Федерального Закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. п. 2, 3.1, 3.5 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 г. N 885.

24.08.2023 Госжилинспекцией в отношении МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья на основании решения от 23.08.2023 № 515-15-223/2023 проведена внеплановая документарная проверка (л.д. 14-6).

Из содержания Акта документарной проверки № 515-15-223/2023 следует, что МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья является поставщиком коммунальной услуги по отоплению населению на территории города Заволжья Городецкого муниципального округа Нижегородской области. Многоквартирный ....... муниципального округа Нижегородской области оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию, однако прибор учета в 2021 году находился в неисправном состоянии за исключением периода с 08 декабря по ***. За период с *** по *** гг., включительно, показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области отсутствуют. Таким образом, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 56 по ул. Пушкина г. Заволжья Городецкого муниципального округа Нижегородской области в течении всего 2021 г. находился в неисправном состоянии за исключением периода с *** по *** (л.д. 17-22).

Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с *** по *** в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области производился ответчиком исходя из норматива потребления, а с *** исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

В силу пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):

где:

V; - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);

Sj - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;

Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

При этом пунктом 59 (1) Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, -то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Таким образом, установлено, что корректировка размера платы указанным выше способом, а именно: в отсутствие показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, принятие в качестве фактического объема потребления тепловой энергии, объема определенного с использованием нормативов потребления из расчета 12 месяцев, противоречит требованиям Правил № 354.

Действия (бездействие) МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья, выразившиеся в нарушении вышеуказанных норм, ведет к неверному начислению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, что нарушает права и законные интересы потребителей проживающих в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области.

В связи с выявленными нарушениями, Госжилинспекцией в адрес МУП «Тепловодоканал» г. Заволжья было выдано предписание от 24.08.2023 515-15-223/2023 с требованием об устранении выявленных нарушений посредством производства перерасчета ежегодной корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам 2021 г. собственникам помещений в многоквартирном ....... муниципального округа Нижегородской области, со сроком исполнения до 24.10.2023 (л.д. 23-31).

В ходе рассмотрения спора представитель ответчика не оспаривал, что указанное предписания ответчиком не исполнено.

Учитывая указанные установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Государственной жилищной инспекцией приняты исчерпывающие меры административного воздействия по стимулированию МУП «Тепловодоканал» устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Поскольку предписание истца выполнено ответчиком в установленный срок не было, истец, в пределах своей компетенции, в целях выполнения возложенных на него задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент разрешения спора судом ответчик неправомерно уклоняется от выполнения предписания Госжилинспекции, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд принимает во внимание, что предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области незаконным признано не было, в связи с чем, в соответствии с нормами материального права, оно является обязательным для исполнения ответчиком.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» (ИНН 5248016372; ОГРН 1025201682780, адрес: Нижегородская область, Городецкий район, г.Заволжье, пр.Мира, дом 28) исполнить предписание Госжилинспекции от 24.08.2023 № 515-15-223/2023, а именно - произвести перерасчет ежегодной корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам 2021 г. собственникам помещений в многоквартирном доме № 56 по ул. Пушкина г. Заволжья Городецкого муниципального округа Нижегородской области.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» (ИНН 5248016372; ОГРН 1025201682780, адрес: Нижегородская область, Городецкий район, г.Заволжье, пр.Мира, дом 28) в доход бюджета Городецкого муниципального округа Нижегородской области государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через Городецкий городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.

Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 26 апреля 2024 года.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.

2-444/2024 ~ М-5/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Ответчики
МУП "Тепловодоканал"
Другие
Бирюкова Ольга Валентиновна
Суд
Городецкий городской суд Нижегородской области
Судья
Трухин Александр Павлович
Дело на сайте суда
gorodecsky--nnov.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2024Подготовка дела (собеседование)
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее