Дело № 2-2918/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи Петрушенко Ю.В.
при секретаре Даниловой А.А.
31 августа 2020 года, в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовиной С. И., Змеевой О. В. к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страховой суммы, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Инициировав судебное разбирательство, Змеева О.В., Вдовина С.И. в обоснование иска указали, что согласно кредитному договору №... Банк ВТБ (ПАО) предоставил кредит Вдовину В.А. в размере 524 000,00 рублей сроком до "."..г. с процентной ставкой в размере 11,7 % годовых на потребительские нужды.
В качестве обеспечения исполнения обязательств Вдовин В.А. заключил с ООО СК «ВТБ Страхование» договор личного страхования по полису №... по программе «Лайф+». Страховыми рисками по данному виду страхования являются: травма; госпитализация в результате НС и Б; инвалидность в результате НС и Б; смерть в результате НС и Б. Страховая сумма по договору составила 524 000,00 рублей. Выгодоприобретателем по договору является застрахованный, а в случае смерти застрахованного - его наследники. Вдовиным В.А. была в полном объеме оплачена страховая премия в размере 75 456,00 рублей.
"."..г. Вдовин В.А. умер, смерть наступила от закрытого перелома основания черепа, в результате контакта с тупым предметом в неуточненном месте с неопределенными намерениями. Постановлением следователя СО по г. Волжскому СУСК РФ по Волгоградской области от 30 апреля 2б19 года отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием событий преступления.
Истцами, как наследниками после смерти Вдовина В.А., ответчику "."..г. направлено заявление о наступлении страхового события - смерти в результате несчастного случая Вдовина В.А., однако в ответе от "."..г. истцам было отказано в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что заявленное событие не обладает признаками страхового случая.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу №... от 31 январи 2020 года исковые требования Банка ВТБ (ПАО) о взыскании с наследников задолженности по кредитному договору были удовлетворены, встречный иск был удовлетворен, смерть застрахованного лица (заемщика) Вдовина В.А. признана страховым событием по страховому полису № К9577-62500550460427от "."..г..
"."..г. истцы вновь обратились в СК «ВТБ Страхование» с претензией, однако ответчик уклоняется от её получения.
Просят суд взыскать с ООО СК «ВТБ Страхование» в их пользу в равных долях страховую сумму в размере 524 000,00 рубля; неустойку в размере 75 456,00 рублей; почтовые расходы (направление претензии от "."..г. в филиал г. Волгоград) в размере 190,24 рублей; почтовые расходы (направление претензии от "."..г. в филиал г. Волгоград) в размере 197, 44 рублей; почтовые расходы (направление претензии от "."..г. Москва) в размере 197,44рублей; компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; почтовые расходы по направлению искового заявления сторонам в размере 265,94 рубля.
Истцы Вдовина С.И., Змеева О.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в установленном законом порядке, в представленном суду заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.67, 75).
Представитель истца Вдовиной С.И. Илюшина О.С. в судебном заседании заявленные требования в полном объеме поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Меженский Д.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Суду пояснил, что заявленная истцами сумма страхового возмещения в размере 524 000 рубля в данном случае не может являться суммой страхового возмещения, поскольку должна зависеть от размера задолженности Вдовина В.А. по кредитному договору на день его смерти. Полагает, что истцами не доказан размер исковых требований. Необоснованно предъявлены требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда, которые, в случае удовлетворения иска, подлежат снижению на основании ст.333 ГК РФ.
Представитель третьего лица Банка ВТБ (ПАО) в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (пункт 2 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 2 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице, о характере события, на случай наступления которого, в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), о размере страховой суммы, о сроке действия договора.
В соответствии со статьей 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования, обязательны для страхователя, если в договоре прямо указано на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором или на его оборотной стороне либо приложены к нему.
В силу пункта 1 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
В судебном заседании установлено, что "."..г. между Банком ВТБ (ПАО) и Вдовиным В.А. был заключен кредитный договор №..., в соответствии с которым Вдовину В.А. был выдан кредит в размере 5240000руб. на срок по "."..г., с уплатой за пользование кредитными ресурсами 11.7% годовых.
Согласно условиям кредитного договора Вдовин В.А. принял на себя обязательства ежемесячно погашать кредит и ежемесячно уплачивать проценты за пользование кредитом аннуитетными платежами в соответствии с графиком платежей.
"."..г. Вдовиным В.А. при заключении кредитного договора был заключен договор страхования жизни с ООО «СК «ВТБ Страхование» за №... сроком до "."..г..
По условиям данного договора страховыми случаями являются травма, госпитализация в результате несчастного случая (НС) или болезни (Б), инвалидность в результате НС или Б, смерть в результате НС или Б. По данным рискам выгодоприобретателем является застрахованный, а в случае смерти застрахованного лица - его наследники.
Страховая премия оплачена Вдовиным В.А. в полном объеме в размере 75 456, 00 рублей при заключении договора страхования, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Вдовин В.А. умер "."..г.. Данный факт подтвержден актовой записью о смерти №..., составленной отделом ЗАГС № 1 администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области.
Наследниками после смерти Вдовина В.А. являются его жена Вдовина С.И. и дочь Змеева О.В., которые в установленном порядке обратились с заявлениями к нотариусу и получили свидетельства о праве на наследственное имущество Вдовина В.А.
Истцами, как наследниками после смерти Вдовина В.А., ответчику "."..г. направлено заявление о наступлении страхового события - смерти в результате несчастного случая Вдовина В.А., однако в ответе от "."..г. истцам было отказано в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что заявленное событие не обладает признаками страхового случая.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г. в пользу Банка ВТБ (ПАО) с Вдовиной С.И., Змеевой О.В., как наследников Вдовина В.А., в солидарном порядке взыскана задолженность по кредитному договору №... от "."..г., заключенному между Банком ВТБ (ПАО) и Вдовиным В.А., умершим "."..г., в размере 501 017, 09 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 8 210, 17 рублей, в пределах стоимости наследственного имущества Вдовина В.А.
Смерть застрахованного лица (заемщика) Вдовина В.А. признана страховым событием по страховому полису №... от "."..г., заключенному Вдовиным В. А. с ООО «СК «ВТБ Страхование».
Решение суда вступило в законную силу "."..г..
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, тот факт, что смерть застрахованного лица (заемщика) Вдовина В.А. является страховым событием по страховому полису №... от "."..г., заключенному Вдовиным В. А. с ООО «СК «ВТБ Страхование» установлен вступившим в законную силу решением суда и самостоятельному доказыванию не подлежит.
"."..г. истцы вновь обратились в СК «ВТБ Страхование» с претензией, однако ответчик уклоняется от её получения.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и взыскании с ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу Вдовиной С.И., Змеевой О.В. в равных долях страховой суммы по договору страхования от "."..г. №... в размере 524 000 рубля.
При определении долей истцов равными суд исходит из того, что ими наследство после смерти Вдовина В.А. принято в равных долях, что истцами в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.
Доводы представителя ответчика о том, что размер страховой выплаты не может превышать размер задолженности Вдовина В.А. по кредитному договору на день его смерти, суд считает основанными на неверном толковании условий договора страхования и норм закона.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Изложенные в данной норме правила толкования договора подлежат последовательному применению при соблюдении предусмотренных в ней условий.
Из буквального толкования условий договора страхования жизни Вдовина В.А. с ООО «СК «ВТБ Страхование» от "."..г.8 года №... усматривается, что Банк ВТБ (ПАО) не является выгодоприобретателем по данному договору.
Как уже установлено в судебном заседании, по условиям данного договора страховыми случаями являются травма, госпитализация в результате несчастного случая (НС) или болезни (Б), инвалидность в результате НС или Б, смерть в результате НС или Б. По данным рискам выгодоприобретателем является застрахованный, а в случае смерти застрахованного лица - его наследники, т.е. истцы по делу.
Согласно п.10.1.1. Особых условий страхования продукта «Финансовый резерв», являющихся неотъемлемой частью договора страхования от "."..г. №..., при наступлении страхового случая «смерть в результате НС и Б», «инвалидность в результате НС и Б» размер страховой выплаты осуществляется страховщиком в размере 100% страховой суммы.
Таки образом, оснований для уменьшения размера страховой суммы судом при рассмотрении дела не установлено.
Разрешая требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, неустойки и штрафа, предусмотренных положениями законодательства о защите прав потребителей, суд исходит из следующего.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальным законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада и т.д.), то к отношениям, возникающим из таких договоров. Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из приведенных положений закона следует, <...>