Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
заочное
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности установить подъездные площадки к источникам наружного противопожарного водоснабжения,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности установить к источникам наружного противопожарного водоснабжения подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей в любое время года в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки по исполнению полномочий администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в области пожарной безопасности установлено нарушение норм противопожарного законодательства, что выразилось в отсутствии подъездных путей к источникам наружного противопожарного водоснабжения (водоёмам), расположенным в данных населенных пунктах, оборудованных площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей в любое время года, размерами не менее 12 х 12 метров. При этом ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кадикасинского сельского поселения было направлено предписание об устранении указанных нарушений, но на день прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены.
Прокурор Читнаева О.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, представитель третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в том числе в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили.
На основании статей 167, 233-235 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, в заочном порядке.
Выслушав прокурора, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).
В соответствии с п.9 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В пп. 10 п.1 ст. 6 устава Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к его компетенции отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов указанного сельского поселения.
Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения требований противопожарной безопасности на территории населенных пунктов Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> установлено отсутствие к источникам наружного противопожарного водоснабжения подъездов для пожарных автомобилей, с площадками (пирсами) с твердым покрытием. Соответствующее предписание отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Моргаушскому району от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, не выполнено и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из объяснения главы администрации ФИО3 и сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, подъезды к источникам водоснабжения с площадками (пирсами) с твердым покрытием возможно установить после принятия бюджета администрации сельского поселения на 2022 год, в настоящее время в бюджете финансовых средств для этих целей недостаточно.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Статьёй 68 указанного Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено наличие на территориях поселений и городских округов источников наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии с п. 10.4 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утв. приказом МЧС РФ от 30 марта 2020 г. N 225, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Согласно п. 10.10 Свода правил СП 8.13130 к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров. Превышение площадок (пирсов) над низшей отметкой уровня воды в пожарном водоеме следует принимать с учетом вакуумметрической высоты всасывания насосов имеющихся пожарных автомобилей (мотопомп).
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, следует возложить на ответчика обязанность установить к источникам наружного противопожарного водоснабжения, расположенным в д. Охтикасы, д. Кадикасы, д. Кораккасы, д. Яраккасы, д. Сесмеры, подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, размерами не менее 12 x 12 метров.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установить к источникам наружного противопожарного водоснабжения, расположенным в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, размерами не менее 12 x 12 метров, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.
Ответчик вправе подать в Моргаушский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.