Дело № 2-202/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Куеда 3 августа 2022 г.
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тимошенко Н.Н.,
при помощнике судьи Гуменюк Р.Ф.,
представителя ответчика администрации Куединского муниципального округа Пермского края Мерзляковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в лице Южного территориального отдела, к администрации Куединского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
установил
Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в лице Южного территориального отдела, к администрации Куединского муниципального округа Пермского края о возложении обязанностей по соблюдению санитарного законодательства в интересах неопределенного круга лиц. Просило обязать администрацию Куединского муниципального округа Пермского края в в течении месяца после вступления решения суда в законную силу создать на территории села Старый Шагирт Куединского муниципального округа место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для граждан проживающих в жилых домах на улице Уральская с соблюдением расстояния/удаленности такой площадки в соответствии с пунктом 4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Истец Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю своего представителя в суд не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Куединского муниципального округа Пермского края в срок до 1 июля 2023 г. создать на территории села Старый Шагирт Куединского муниципального округа место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих в жилых домах на улице Уральская, с соблюдением расстояния/удаленности такой площадки в соответствии с пунктом 4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». На уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации Куединского муниципального округа Мерзлякова О.В. с иском с учетом его уточнений согласилась.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Требования истца направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного числа граждан, заявление направлено не только на устранение нарушений закона уже допущенных ответчиками, но также на защиту интересов лиц, в отношении которых в будущем могут быть допущены вышеуказанные действия и в данном случае невозможно определить конкретное лицо, чьи права и законные интересы могут быть нарушены и суд считает, что действия Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не выходят за пределы его полномочий, установленных статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает обоснованным обращение с данным иском в суд.
В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Указанным положениям основного закона корреспондируют нормы Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», также закрепляющего право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8).
В соответствии с положениями статей 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест определены СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно данным правилам на расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (пункт 4).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к числу вопросов местного значения городского округа.
Экологическая функция органа местного самоуправления представляет собой обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, которые должны включать в себя мероприятия по поддержанию чистоты и порядка на территории муниципального образования, и которые в свою очередь могут заключаться в принятии мер по организации специальных площадок для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, по установлению контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а также по организации ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно Правил благоустройства территории Куединского муниципального округа Пермского края, утвержденными решением Думы Куединского муниципального округа от 27 мая 2021 г. № 107, контейнер это мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; контейнерная площадка это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; место сбора отходов это участок земли, обустроенный в соответствии с требованиями законодательства, контейнерная площадка и контейнеры, предназначенные для сбора твердых бытовых и других отходов; объекты благоустройства это территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов; придомовая территория это земельный участок, на котором расположен дом (многоквартирный, индивидуальный) и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты с элементами озеленения и благоустройства, необходимые для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автомобильного транспорта у данного дома, размещения контейнеров, выгула собак. Границы и размер придомовой территории определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 1 глава 2). Благоустройство территории поселения заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизация, переработка) отходов и мусора, организацию сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм (пункт 1 статья 2 глава 3). На всей территории поселения запрещается: сброс, складирование, размещение отходов и мусора, в том числе образовавшихся во время ремонта, грунта вне специально отведенных для этого мест; вывоз снега, льда, мусора, твердых и жидких бытовых отходов, крупногабаритного мусора, строительного мусора, смета и иных отходов в неотведенные для этого места (пункты 1, 19 статья 9 глава 3).
Таким образом, выполнение задач и разрешение вопросов местного значения, связанных со сбором коммунальных отходов, входит в полномочия и относится к числу обязанностей администрации Куединского муниципального округа Пермского края.
Между тем, несмотря на детальное регулирование, в том числе на местном уровне, вопросов сбора твердых бытовых, коммунальных отходов и благоустройства территории муниципального образования, данные функции на территории муниципального округа в полной мере не реализуются.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих в жилых домах по улице Уральская села Старый Шагирт Куединского муниципального округа Пермского края не создана, в результате чего нарушаются предусмотренные статьей 8 Федерального закона Российской федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», права граждан на благоприятную среду обитания.
При таких обстоятельствах суд заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования удовлетворяет и в соответствии с положениями статей 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что действия, связанные с оборудованием контейнерных площадок в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 должны быть совершены (решение суда должно быть исполнено в добровольном порядке) в срок до 1 июля 2023 г.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в лице Южного территориального отдела, к администрации Куединского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию Куединского муниципального округа Пермского края в срок до 1 июля 2023 г. создать на территории села Старый Шагирт Куединского муниципального округа место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих в жилых домах на улице Уральская, с соблюдением расстояния/удаленности такой площадки в соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Н.Н. Тимошенко
В окончательной форме решение изготовлено 8 августа 2022 г.