Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7-140/2022 от 28.03.2022

Дело № 7-140(2)/2022

Судья Толмачева М.С.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 18 апреля 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения-старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,

установил:

Постановлением заместителя начальника отделения-старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. от 27 декабря 2021 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

    Не согласившись с указанным постановлением, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – Управление) подало в суд жалобу с просьбой о его отмене.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2022 года жалоба представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области удовлетворена, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заместитель начальника отделения - старший судебный пристав межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области просит указанное решение судьи отменить.

Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.

Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент составления протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что взыскатель Кузнецова Ю.Ю. в своем заявлении от 8 октября 2021 года отказалась от предложенных жилых помещений, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области и выразила желание получить жилое помещение на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района, то есть после указанного времени и до момента составления протокола никаких мер к исполнению решения должником предпринято не было.

Также судом не выяснялась благоустроенность предлагаемого взыскателю жилого помещения и не проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда.

Проверив материалы дела, выслушав Кузнецову Ю.Ю., представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитонову Н.О., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

    Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом – исполнителем срок до 8 декабря 2021 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

    Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действия Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области состава административного правонарушения.

    Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова по делу № ***, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить Кузнецовой Ю.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Во исполнение указанного решения суда Октябрьским районным судом г. Тамбова 14 сентября 2021 года был выдан исполнительный лист серии *** от 25 мая 2021 года, на основании которого судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области 23 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство № ***.

С целью исполнения решения суда, Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 19 июля 2021 года в адрес Кузнецовой Ю.Ю. было направлено письмо, в котором разъяснено о праве обратиться с заявлением о предоставлении социальной выплаты. В случае соответствия условиям Закона Тамбовской области от 31.05.2021 № 629-З «О внесении изменения в Закон Тамбовской области «О дополнительных гарантиях для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» введена дополнительная мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат) для лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Однако Кузнецова Ю.Ю. с заявлением не обращалась.

11 августа 2021 года и 1 октября 2021 года Кузнецовой Ю.Ю. были направлены письма с предложением прибыть в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области для заключения договора найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области, однако Карпунина В.А. не явилась.

23 сентября 2021 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство № ***.

7 октября 2021 года в адрес Управления поступило заявление от Кузнецовой Ю.Ю. об отказе от предложенных вариантов найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области. Также в своем заявлении взыскатель выразила желание получить жилое помещение в г. Тамбове или с. Бокино Тамбовского района.

8 октября 2021 года в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области вручено требование о явке к судебному приставу – исполнителю 7 декабря 2021 года для проверки исполнения решения суда.

12 октября 2021 года управлением направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района для исполнения решения суда.

23 ноября 2021 года Управлением в адрес Кузнецовой Ю.Ю. было направлено письмо с информацией о ходе исполнения решения с указанием выполненных мероприятий, направленных на обеспечение Кузнецовой Ю.Ю. жилым помещением.

30 ноября 2021 года Управлением в адрес Кузнецовой Ю.Ю. приглашение явиться в управление для рассмотрения предлагаемых вариантов жилых помещений с целью исполнения решения суда. Взыскатель не явилась.

30 ноября 2021 года Управлением вновь направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для предоставления жилого помещения Кузнецовой Ю.Ю.

6 декабря 2021 года должностными лицами Управления Кузнецовой Ю.Ю. были предложены варианты предоставления жилых помещений на территории Тамбовского района (с. Авдеевка, с. Большая Двойня, С. Столовое, с. Селезни). Однако от предложенных вариантов она отказалась, мотивировав свой отказ желанием получить жилое помещение только на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района.

8 декабря 2021 года в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был составлен протокол *** по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом – исполнителем.

17 декабря 2021 года Управлением вновь направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для предоставления жилого помещения Кузнецовой Ю.Ю.

17 декабря 2021 года Управлением в адрес Кузнецовой Ю.Ю направлено письмо с указанием мероприятий, которые были предприняты управлением по исполнению решения суда, а также информация об отсутствии жилых помещений на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района.

27 декабря 2021 года заместителем начальника отделения - старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ о признании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин

17 января 2022 года Управлением вновь направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для предоставления жилого помещения Кузнецовой Ю.Ю.

17 января 2021 года Управлением в адрес Кузнецовой Ю.Ю. направлено письмо с указанием мероприятий, которые были предприняты управлением по исполнению решения суда с обоснованием невозможности исполнить решение суда в настоящее время по независящим от управления причинам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностное лицо исходило из того, что факт совершения и виновность Управления в противоправном деянии административным органом доказаны и подтверждены имеющимися материалами дела.

Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о незаконности указанного постановления по следующим основаниям.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Материалами дела объективно подтверждено, что с целью исполнения решения суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма Управлением Кузнецовой Ю.Ю. предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области. Кроме того, Кузнецовой Ю.Ю. было предложено обратиться с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищного сертификата).

То есть в случае согласия исполнительное производство могло бы быть окончено реальным исполнением.

Кузнецова Ю.Ю. в своих заявлениях от 7 октября и 6 декабря 2021 года, отказалась от предложенных вариантов и выразила желание получить другое жилое помещение в г. Тамбове или с. Бокино Тамбовского района.

Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение.

Жилые помещения, расположенные на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствовали. Иной опровергающей информации в деле не имеется и судебным приставом-исполнителем данная информация не проверялась.

Несмотря на то, что бремя доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица возложена на должностное лицо административного органа, инициировавшего возбуждение дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности, данным должностным лицом не выяснялись также вопросы благоустроенности предлагаемого взыскателю жилого помещения, причины отказа взыскателя от данного предлагаемого жилого помещения и не проверено наличие у должника свободного жилого помещения, как доказательства наличия виновного деяния, направленного на умышленное неисполнение судебного решения (требований исполнительного документа).

В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившими заявлениями от Кузнецовой Ю.Ю., Управлением (должник) в адрес управления градостроительства направлено письмо от 12 октября 2021 года с просьбой приобрести квартиру на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района.

Согласно информации представленной Управлением градостроительства (письма от 12 октября 2021 года и 12 ноября 2021 года), опубликовано 108 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос.Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. Кроме того Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области сообщило, что у застройщика региона ввод нового жилья планируется только в 4 квартале. В связи с чем, Управлением градостроительства планируется приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир г. Тамбове.

17 ноября 2021 года управлением градостроительства в адрес управления направлено письмо с указанием на то, что из – за нехватки денежных средств, заложенных в бюджете Тамбовской области на 2022 год, в сопоставлении с планируемым показателем – 280 квартир, назначить закупочные процедуры в г. Тамбове, Тамбовском районе, г. Мичуринске, г. Котовске, а также в любом муниципальном образовании на первичном рынке жилья не представляется возможным.

Согласно информации от Управления градостроительства (письма от 29 ноября 2021 года и 22 декабря 2021 года) опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос.Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. В том же письме указано, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья г. Тамбова (находятся на стадии заключения контрактов). Контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района зарегистрирован в Росреестре Тамбовской области, документы для дальнейшего оформления направлены в комитет по управлению имуществом области.

По последней информации от управления градостроительства (письмо от 11 января 2022 года) опубликовано 129 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 85 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос.Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. В том же письме указано, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья г. Тамбова (все квартиры приняты, зарегистрированы в Росреестре области и переданы в комитет по управлению имуществом области).

Таким образом, сотрудниками Управления проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении Кузнецовой Ю.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В изложенной ситуации Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предлагалось предоставить жилые помещения Кузнецовой Ю.Ю. Кроме того, Кузнецовой Ю.Ю. было предложено обратиться с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищного сертификата). Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств и ничем объективно не опровергнуты.

Оснований для понуждения взыскателя к получению конкретного предлагаемого ему благоустроенного жилого помещения у Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не имеется.

Таким образом, должностным лицом Службы судебных приставов при вынесении постановления об административном правонарушении не было учтено следующее.

С субъективной стороны административное правонарушение по ст. 17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3 приведенной статьи).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.

Таким образом, с учетом фактических конкретных обстоятельств настоящего дела судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.

Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. – без удовлетворения.

Судья Ю.А.Курохтин

7-140/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Кузнецова Юлия Юрьевна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Курохтин Юрий Александрович
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--tmb.sudrf.ru
28.03.2022Материалы переданы в производство судье
18.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее