Мировой судья Григорьева Л.И. Дело № 4-А-118/2019
Судья: Крылова В.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕоб отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе по делу об административном правонарушении
13 марта 2019 года г. Чебоксары
Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» Андреева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2019 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, начальник ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» Андреев А.В. ставит вопрос об отмене решения судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2019 года, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 18 октября 2018 года в 18 часов 30 минут должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» при осуществлении контроля за дорожным движением на участке км <данные изъяты> по км <данные изъяты> автомобильной дороги федерального значения <адрес> были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, а именно: нарушения п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, пунктов 13.1,13.7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», пунктов 4.5.2, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в отсутствии стационарного электрического наружного освещения на вышеуказанных участках автодороги проходящих по населенных пунктам и за их пределами на расстоянии не менее 100 м от них, а также наземных пешеходных переходах, которые отражены в Акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Определением начальника ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» от 18 октября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и постановлено провести по нему административное расследование.
По результатам проведения административного расследования должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» 30 октября 2018 года в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие факт совершения ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, виновность юридического лица в совершении данного правонарушения материалами дела не подтверждена. Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги является недопустимым доказательством, поскольку не содержит даты его составления; сведений об участии при его составлении представителя юридического лица; не подтвержден фотоматериалом.
Протокол об административном правонарушении в отсутствие совокупности допустимых и достаточных доказательств по делу, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, не может быть положен в основу выводов о доказанности вины ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в совершении административного правонарушения.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с нарушением установленных этим законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
Проверяя законность и обоснованность постановления мирового судьи в порядке ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья районного суда, установив при рассмотрении дела, принятие ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных правил и норм специального законодательства в сфере дорожной деятельности, пришел к выводу об отсутствии в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, указав в своем решении на недоказанность административным органом вины ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики настоящей жалобы срок давности привлечения ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» к административной ответственности истек, производство по делу в отношении последнего было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного юридического лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Вместе с тем усматриваются основания для изменения постановления мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД РФ от 30.03.2015 № 380, исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, административную процедуру надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33).
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (п. 81).
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).
Таким образом, указанная административная функция осуществляется вне рамок организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и, соответственно, не требует обязательного уведомления представителя юридического лица, ответственного за содержание дороги, о проведении мероприятий по дорожному надзору.
Таким образом, мировым судьей сделан ошибочный вывод о нарушении должностным лицом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации порядка проведения проверочных мероприятий.
На основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названные судебные акты подлежат изменению путем исключения из них вывода о нарушении должностным лицом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации порядка проведения проверочных мероприятий.
Внесение изменений в обжалуемые судебные акты в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» изменить: исключить указание на нарушение
должностным лицом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации порядка проведения проверочных мероприятий.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» Андреева А.В.- без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина