Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-195/2023 от 22.09.2023

Судья Сабирьянов Р.Я.                                         Дело № 7р-195/2023

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                 16 октября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н., рассмотрев жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 27 июля 2023 года № 0139/01 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», расположенной по адресу: <адрес>, ИНН <№>, ОГРН <№>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Межрайонное ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл) от 27 июля 2023 года № 0139/01 администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - администрация, должник) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 сентября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, администрация просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, указывая, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. Все выделяемые на эти цели денежные средств как в 2022 году, так и в 2023 году использованы на приобретение жилья для данной категории лиц. В 2023 году Муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 63 муниципальных контракта на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего в 2023 году планируется приобрести 63 квартиры для указанной категории граждан. Жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам согласно списку, в котором ФИО занимает 90 место.

ФИО на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, в котором также указала, что в отсрочке исполнения решения суда о предоставлении жилья администрации отказано.

В судебное заседание защитник, законный представитель администрации, должностное лицо административного органа не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, материалы жалобного производства, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).

Как следует из материалов дела, 20 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл на основании исполнительного листа от 13 марта 2023 года, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл, в отношении администрации возбуждено исполнительное производство <№> о возложении обязанности предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 марта 2023 года с администрации взыскан исполнительский сбор.

29 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий, которым на администрацию возложена обязанность в срок до 13 июля 2023 года исполнить решение суда, вступившее в законную силу 7 марта 2023 года, а именно: предоставить Хворостовой В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», а также предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда 14 июля 2023 года в 14 часов 00 минут, обеспечив явку представителя к судебному приставу-исполнителю. Постановление получено администрацией 29 мая 2023 года.

Из материалов дела следует, что сведения об исполнении требования исполнительного документа в установленный срок в адрес Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл не поступили. Отсрочка исполнения судебного акта не предоставлялась. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется.

21 июля 2023 года должностным лицом административного органа в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Факт неисполнения указанных требований послужил основанием для привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого администрации административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2023 года, согласно которому требование судебного пристава-исполнителя не исполнено; копией исполнительного листа от 13 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-423/2023, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл; постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 30 марта 2023 года и другими материалами дела, получившими правильную оценку на предмет допустимости, достаточности и достоверности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан вывод о виновности администрации в невыполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера.

При рассмотрении жалобы администрации судья городского суда пришел к обоснованному к выводу о том, что по материалам дела не установлено, что администрацией приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Доводы жалобы о принятии администрацией мер по исполнению решения суда и неисполнении решения ввиду недостаточности средств, выделяемых из республиканского бюджета, не свидетельствуют об отсутствии вины должника.

Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

Неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, в связи с чем, принимая во внимание социальную значимость защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, непринятие своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя, судья пришел к правильному выводу о законности постановления должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). По настоящему делу таких обстоятельств не установлено.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Как следует из таблицы 21 приложения № 13 к Закону Республики Марий Эл от 5 декабря 2022 года № 46-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», принятому Госсобранием Республики Марий Эл 1 декабря 2022 года (с учетом изменений от 1 сентября 2023 года), бюджету городского округа «Город Йошкар-Ола» выделено в 2023 году 141257,70135 тысяч рублей в виде субвенций на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из находящейся в свободном доступе на дату рассмотрения дела информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 72 однотипных муниципальных контракта с поставщиками на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, цена по каждому контракту составляет 1801998 рублей, срок исполнения - до 30 декабря 2023 года. Все контракты находятся в стадии исполнения.

Исходя из материалов дела и жалобного производства достоверных доказательств приобретения жилого помещения для последующего предоставления ФИО в деле не имеется. В связи с чем требования судебного пристава не исполнены, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Фактически доводы жалобы сводятся к тому, что решение суда о предоставлении ФИО жилого помещения будет исполнено по мере выделения на эти цели денежных средств из бюджета другого уровня. Вместе с тем данные обстоятельства не влекут удовлетворения жалобы, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В предоставлении отсрочки исполнения судебного решения администрации было отказано, что следует из заявления взыскателя ФИО

Таким образом, вопреки доводам жалобы вина администрации в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела.

Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не влечет отмену правильных по существу постановления должностного лица и судебного решения.

Срок давности привлечения администрации к административной ответственности при вынесении постановления соблюден. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является минимальным для юридических лиц. Оснований для применения положений законодательства о назначении наказания ниже низшего предела, а также освобождения от назначенного наказания, в том числе в связи с малозначительностью, исходя из установленных по делу обстоятельств, не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 27 июля 2023 года № 0139/01, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» оставить без изменения, жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Судья                                                   И.Н. Смышляева

7р-195/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Смышляева Ирина Николаевна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
22.09.2023Материалы переданы в производство судье
16.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее