УИД: 59RS0001-01-2023-000308-87
Дело № 2-393/2023
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2023 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Подгайная Н.В.,
С участием представителя Попова Р.А. – Родиной И.М.
рассмотрев жалобу директора ООО «Геотранс 12» Попова Романа Александровича на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой Анны Константиновны от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении директора ООО «Геотранс 12» Попова Романа Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.
Петров Р.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, указав, что вынесенное постановление считает незаконным, поскольку указанное в протоколе об административном правонарушении лицо Иванов А.В. не являлся работником ООО «Геотранс 12», сведения в отношении него по форме СЗВ-ТД ООО «Геотранс 12» не подавало. Кроме того, в день вынесения оспариваемого постановления старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятова А.К. находилась на листке нетрудоспособности, о чем было пояснено представителю ООО «Геотранс 12» при обращении в Государственную инспекцию труда по телефону.
Директор ООО «Геотранс 12» Попов Р.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель Попова Р.А. –Родина И.М. при рассмотрении жалобы на ее удовлетворении настаивала в полном объеме.
Административный орган Государственная инспекция труда в Пермском крае о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, каких-либо ходатайств не заявлял.
Выслушав представителя Попова Р.А. – Родину И.М. оценив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные законодательные положения во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, направлены на обеспечение общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц данной статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 названного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 названного Федерального закона.
К сведениям о трудовой деятельности, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ среди прочего относятся сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ страхователями также являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, с 1 января 2021 г. представляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Как усматривается из материалов дела, старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермскому крае Сыропятовой А.К. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что из представленных Пенсионным фондом Российской Федерации сведений следует, что в соответствии с приказом ООО «Геотранс 12» от 18.02.2022 №С216 ФИО5 был принят на должность монтажника технологического оборудования и связанных с ним конструкций 3 разряда. Однако в установленный срок, а именно не позднее следующего рабочего дня, обществом сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ, в части приема (увольнения) на работу указанного лица, не были предоставлены в Пенсионный фонд Российской Федерации (фактически представлены 01.03.2022), что указывает на допущенное нарушение положений, предусмотренные ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ, пунктами 2.4 и 2.5 ст. 11 ФЗ № 27, то есть дата фактического предоставления сведений по форме СЗВ-ТД превышает дату издания приказа (распоряжения) более чем на один день. Таким образом, в действиях директора ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
29.12.2022 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. было вынесено определение № о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела назначено на 10.01.2023 в 09:00.
10.01.2023 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении директора ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ООО «Геотранс 12» в установленный законом срок не были представлены сведения о трудовой деятельности ФИО5, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ, в части приема на работу указанного лица, не были предоставлены в Пенсионный фонд Российской Федерации (фактически представлены 01.03.2022).
25.01.2023 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. вынесено определение, которым внесены изменения в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в постановление о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ № и установлено следующее: из представленных Пенсионным фондом Российской Федерации сведений следует, что в соответствии с приказом ООО «Геотранс 12» от 27.10.2022 №19 Макаров А.В. был уволен. Однако в установленный срок, а именно не позднее следующего рабочего дня, обществом сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ, в части приема (увольнения) на работу ФИО8, не были предоставлены в Пенсионный фонд Российской Федерации (фактически представлены ДД.ММ.ГГГГ), что указывает на допущенное нарушение положений, предусмотренные ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ, пунктами 2.4 и 2.5 ст. 11 ФЗ № 27, то есть дата фактического предоставления сведений по форме СЗВ-ТД превышает дату издания приказа (распоряжения) более чем на один день.
Таким образом, судьей установлено, что Попов Р.А. привлечен к административной ответственности за нарушение сроков о предоставлении сведений о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ, в части приема на работу 18.02.2022 монтажника технологического оборудования и связанных с ним конструкций 3 разряда ФИО5
При этом как следует из жалобы, сведений о застрахованных лицах в числе работников ООО «ГЕОТРАНС 12» ФИО5 не числится и не числился.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В силу положений ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Таким образом, действующее законодательство позволяет должностным лицам исправлять описки в постановлении о привлечении к административной ответственности, вместе с этим законодательство не предусматривает возможность внесения изменений и дополнений в протокол об административном правонарушении с целью устранения его недостатков, указанные недостатки, в случае если они не являются существенными, могут быть устранены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
25.01.2023 старшим инспектором Сыропятовой А.К. были внесены изменения в протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ №, при этом в отношении обжалуемого постановления № о привлечении директора ООО «Геотранс 12» ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ какие либо описки не устранены.
Таким образом, судья приходит к выводу, что при рассмотрении дела в отношении директора ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. недостоверные сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении в части описания объективной стороны правонарушения, должностным лицом не были устранены.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1ст. 1.6 КоАП РФ).
Кроме того, судьей учитывается, что Государственной инспекцией труда в Пермском крае представлена выписка из Табеля учета использования рабочего времени в отношении старшего государственного инспектора Сыропятовой А.К., из которого следует, что Сыропятова А.К. в период с 08.01.2023 по 20.01.2023 находилась на больничном листе, таким образом судьей установлено, что 10.01.2023 в день вынесения обжалуемого постановления, старший государственный инспектор труда Сыропятова А.К. находилась на листке нетрудоспособности, таким образом, подтверждены доводы жалобы, о том, что в телефонном разговоре от 09.01.2023 было сообщено, что заседания по рассмотрению протоколов об административном правонарушении в отношении Попова Р.А. не состоится, в связи с нахождением Сыропятовой А.К. на листке нетрудоспособности.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с положениями п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона вменённого Попову Р.А. административного правонарушения характеризуется в бездействии, связанном с непредставлением в установленный срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, при отсутствии обязанности по предоставлению сведений о трудовой деятельности ФИО5, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ, в части приема на работу указанного лица, Попов Р.А. не мог быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении директора ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. а административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении директора ООО «Геотранс 12» Попова Р.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья <данные изъяты> Н.В. Подгайная
<данные изъяты>
<данные изъяты>