Судья Конькова Е.В. Дело № 7п-33/2023
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 28 апреля 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смирнов Н.Н.,
рассмотрев жалобу муниципального общеобразовательного учреждения «Солнечная средняя общеобразовательная школа» на постановление судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Солнечная средняя общеобразовательная школа» ИНН 1213003199, ОГРН 1021201250784, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 марта 2023 года муниципальное общеобразовательное учреждение «Солнечная средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» просит постановление судьи изменить, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебное заседание законный представитель МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» и представитель административного органа для рассмотрения жалобы явку не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее – Приказ № 536) установлены порядок и форма представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
На основании пункта 2 приложения № 9 к указанному приказу работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <дата> МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа», расторгнув трудовой договор с гражданкой Туркменистана Д.С.Р. не уведомило об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты расторжения договора, а именно по <дата> включительно, представив уведомление о расторжении трудового договора лишь <дата>, чем нарушило требование пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <№> от <дата> (л.д. <№> рапортом начальника УВМ МВД по Республике Марий Эл от <дата> (л.д. <№>), копией уведомления <№> (л.д. <№>), выпиской из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от <дата> (л.д. <№>), письменными объяснениями директора МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» Камаевой И.Г. от <дата> (л.д. <№>), копией распоряжения о назначении Камаевой И.Г. директором МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» от <дата> (л.д. <№> копией должностной инструкции директора школы (л.д. <№>), которым судьей районного суда дана правильная оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» правильно квалифицированы судьей районного суда по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением, а положения указанной статьи Кодекса распространяются на юридических лиц, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств дела считаю возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений высшей судебной инстанции, приведенных в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание характер допущенного нарушения и обстоятельства совершения административного правонарушения, которые выразились в незначительном нарушении срока направления работодателем уведомления о прекращении трудового договора с иностранным гражданином (с учетом праздничных дней), совершение административного правонарушения впервые, учитывая финансовое положение бюджетного образовательного учреждения, взыскание штрафа с которого приведет к фактической приостановке деятельности МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа», а также то, что выявленные нарушения устранены, правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, прихожу к выводу о том, что имеются основания для признания допущенного МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного постановление судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 марта 2023 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 марта 2023 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Солнечная средняя общеобразовательная школа» прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью.
Объявить муниципальному общеобразовательному учреждению «Солнечная средняя общеобразовательная школа» устное замечание.
Судья Н.Н. Смирнов