КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Рус Л.Р. Дело № 12-326/2022 (№ 5-933/2022)
УИД 0
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2022 года г.Калининград
Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,
при секретаре Каленик А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (Управления Роспотребнадзора по Калининградской области) Годына Светланы Викторовны на постановление судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 26 июля 2022 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мосина Алексея Владимировича прекращено,
УСТАНОВИЛ:
16 июня 2022 года ведущим специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Управления Роспортебнадзора по Калининградской области Годына С.В. в отношении Мосина А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что 27 ноября 2021 года он прибыл на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь авиарейсом ЕО 380 в международный аэропорт Храброво (г.Калининград), однако в нарушение подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместил в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ сведения о результате лабораторного исследования или о перенесенном в течение последних 6 месяцев заболевании коронавирусной инфекцией либо о вакцинации против коронавирусной инфекции, пройденной в течение последних 12 месяцев.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 26 июля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мосина А.В. было прекращено на основании п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе на указанное постановление должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, составившее протокол об административном правонарушении, просит его отменить, ссылаясь на то, что производство по делу было прекращено при отсутствии на это оснований, поскольку действие подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 не отменялось, а было приостановлено лишь в части указания на необходимость соблюдения режима изоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного лабораторного исследования, при этом нарушение режима самоизоляции в вину Мосину А.В. не вменялось.
В судебном заседании должностное лицо Управления Роспортебнадзора по Калининградской области, составившее протокол об административном правонарушении, Годына С.В. доводы жалобы поддержала.
Мосин А.В. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое рассмотрение в силу следующего.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Прекращая производство по делу на основании п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года № 18 «Об отдельных положениях постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» действие предложения второго абзаца первого подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» приостановлено, в связи с чем Мосин А.В. не может быть привлечен к административной ответственности за совершение указанного выше административного правонарушения.
Однако с законностью такого вывода согласиться нельзя.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 31 этого же Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено введение ограничительных мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в силу которых противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2.2 п.2 указанного Постановления установлено, что гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения, а также граждан Российской Федерации, въезжающих в Российскую Федерацию через сухопутный участок Государственной границы Российской Федерации), надлежит в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР (при отсутствии вакцинации в течение последних 12 месяцев или перенесенного заболевания COVID-19 в течение последних 6 месяцев) и в течение четырех дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации разместить сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Подпунктом 1.1 п.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года № 18 «Об отдельных положениях постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено действие предложения второго абзаца первого подпункта 2.2 пункта 2 (в части слов «а также соблюдения режима изоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного лабораторного исследования»).
Таким образом, до настоящего времени действие подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 в части требования в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, разместить сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ путем заполнения соответствующей формы, нарушение которого вменено в вину Мосину А.В., не отменено и не приостановлено.
При таком положении у судьи районного суда правовых оснований для прекращения производства по делу на основании п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации не имелось.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таком положении, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, с учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Мосина А.В. к административной ответственности не истек, – возвращению в Центральный районный суд г.Калининграда на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░