Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 ноября 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Зенкевиче В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2186/2022 по административному исковому заявлению Ефремова Игоря Викторовича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Макаровой Л.В.,
у с т а н о в и л:
Административный истец Ефремов И.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость жилого строения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 800 349 руб., жилого дома с кадастровым номером №– в размере 1 771 191 руб., жилого дома с кадастровым номером № – в размере 5 110 638 руб., жилого дома с кадастровым номером №- в размере 672 605 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер рыночной стоимости, нарушая его права как плательщика налога на имущество.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самаркой области, заинтересованные лица: ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ГБУ СО ЦКО, Администрация м.р. Красноярский Самарской области, Администрация г.п. Новосемейкино не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Макарова Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Относительно заявленных требований представителем заинтересованного лица ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором ГБУ СО ЦКО оставило на усмотрение суда принятие решения об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № равной рыночной стоимости, а также просило рассмотреть дело в его отсутствие.
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области представило письменные пояснения, в которых оставило принятие решения на усмотрение суда.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит жилое строение с кадастровым номером № площадью 804,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> жилой дом с кадастровым номером № площадью 150, 4 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером № площадью 431,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> жилой дом с кадастровым номером № площадью 60, 5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: здания с кадастровым номером № - в размере 17 302 483,15 руб., здания с кадастровым номером № - в размере 2 624 971,25 руб., здания с кадастровым номером № - в размере 7 365 700,93 руб., здания с кадастровым номером № - в размере 948 980,5 руб..
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной и нарушающей его права как плательщика налога, Ефремов И.В. 13 октября 2022 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 0175-01/22 от 24 августа 2022 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Логика», в соответствии с которым рыночная стоимость жилого строения с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 800 349 руб., жилого дома с кадастровым номером № - по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 771 191 руб., жилого дома с кадастровым номером №- по состоянию на 1 января 2021 года в размере 5 110 638 руб., жилого дома с кадастровым номером №- по состоянию на 1 января 2021 года в размере 672 605 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости объектов недвижимости на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранного оценщиком сравнительного подхода. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке № 0175-01/22 от 24.08.2022 года, выполненным оценщиком ООО «Логика», рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13 октября 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Ефремова Игоря Викторовича удовлетворить
Установить кадастровую стоимость жилого строения с кадастровым номером № площадью 804,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 800 349 руб.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером № площадью 150,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 771 191 руб.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером № площадью 431,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 5 110 638 руб.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером № площадью 60,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 672 605 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 13 октября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2022 года.