именем Российской Федерации
п. Тюльган 16 марта 2023 года
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абросимова А.М.,
при секретаре Семещенко Н.В.,
с участием: помощника прокурора Тюльганского района Мухортовой М.Н.,
представителя ответчика Гончарова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Разномойский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области об обязании выполнить определенные действия,
установил:
прокурор Тюльганского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований указано, что проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и жилищно-коммунальном хозяйстве. В прокуратуру района поступила информация об аварийном отключении холодного водоснабжения на территории с. Разномойка 18.01.2023, в связи с порывом трубопровода. В собственности ответчика находятся водопроводные сети. Техническое состояние объектов водоснабжения не удовлетворительное, согласно акту технического обследования централизованной системы холодного водоснабжения от 01.03.2022 износ объектов водоснабжения, расположенных на территории сельсовета, составляет 70-95%. Администрацией сельсовета при высоком проценте износа объекта системы водоснабжения достаточных и действенных мер, направленных на уменьшение процента износа, не принимается.
Уточнив исковые требования, просит суд обязать администрацию МО Разномойский сельсовет в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт водонапорной башни Рожновского (ВБР 25-12).
В судебном заседании помощник прокурора Тюльганского района Мухортова М.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Гончаров С.В. исковые требования признал.
Третье лицо ИП Кулик Е.А., привлеченное к участию в деле определением суда от 20.02.2023, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 130-132 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила).
Согласно п.п. «в», «г» ч. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно п. 4 Правил холодное водоснабжение относится к коммунальным услугам и предусматривает снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с п. 2 Правил в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
В п. 1 приложения № 1 к Правилам определены требования к качеству предоставления услуги по холодному водоснабжению – бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. Так, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела следует, что на основании решения прокурора Тюльганского района от 15.12.2022 № 126-п проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО Разномойский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области.
В собственности Разномойского сельсовета находятся объекты водоснабжения, в том числе водонапорная башня Рожновского (ВБР 25-12).
Согласно акта технического обследования от 01.03.2022 процент износа объекта водоснабжения составляет 90%.
В адрес главы администрации Разномойского сельсовета Тюльганского района Оренбургской области прокурором района вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о муниципальной собственности.
По информации и.о. главы администрации Разномойского сельсовета ФИО5 следует, что на 2023 год подана заявка на участие в конкурсном отборе инициативных проектов «Монтаж водопроводной башни Рожновского (ВБР 25-12) с. Разномойка Тюльганского района Оренбургской области.
Договор на техническое обслуживание водопроводной системы и скважины заключен ответчиком 01.07.2022 с ИП Кулик Е.А.
В нарушение действующего законодательства ответчиком при высоком проценте износа объекта системы водоснабжения, достаточных и действенных мер, направленных на уменьшение процента износа, не принимается.
Выявленные нарушения исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения являются потенциальной угрозой причинения вреда здоровью граждан и могут привести к ухудшению качества подаваемой населению питьевой воды, а также к авариям в системе центрального водоснабжения и, как следствие, прекращению оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению для жителей муниципального образования.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Разномойский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области об обязании выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Разномойский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт водонапорной башни Рожновского (ВБР 25-12).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.М. Абросимов
Решение в окончательной форме принято 17.03.2023.
Судья А.М. Абросимов