Дело № 2-201/2024
УИД 21RS0016-01-2023-002194-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов; о возложении обязанности по оборудованию площадки (места) для сбора твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Чебоксарскогомуниципального округа Чувашской Республики, выразившегося в непринятиимер по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов по улице Чапаева в деревне Крикакасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решениясуда в законную силу оборудовать площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов по улице Чапаева в деревне Крикакасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в ходе рассмотрения обращения гражданки <ФИО2> выявлено, что оборудованная площадка (место) для сбора ТКО по улице Чапаева в дер. Крикакасы отсутствует, а имеющаяся в данном населенном пункте площадка (место) для сбора ТКО с тремя контейнерами расположена на расстояние более 100 метров от ее дома, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21. По результатам рассмотрения внесенного 8 сентября 2023 года главе администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики представления исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
Прокурор – помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельская А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, вновь привела их суду.
Третье лицо <ФИО2>, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, на предыдущем судебном заседании суду показала, что в виду отсутствия площадки для сбора мусора на улице Чапаева в дер. Крикакасы, она вынуждена все бытовые отходы утилизировать самостоятельно, однако это не освобождает ее от внесения платы ООО «Ситиматик Чувашия» за вывоз мусора.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Ситиматик Чувашия», извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, представило отзыв на исковое заявление с просьбой удовлетворить требования прокурора в полном объеме и рассмотреть дело без участия своего представителя.
Ответчик – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, каких-либо ходатайств не заявляла.
Суд расценивает неявку представителя ответчика волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, в связи с чем не усмотрел препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Чебоксарского района, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 24 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 Закона № 52-ФЗ должностные лица несут ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4 Санитарных правил и норм 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе рассмотрения обращения гражданки <ФИО2>, жительницы ул. Чапаева в дер. Крикакасы, прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики выявлено, что оборудованная площадка (место) для сбора ТКО по улице Чапаева в дер. Крикакасы отсутствует, имеющаяся площадка (место) для сбора ТКО с 3 контейнерами при въезде по улице Новая в дер. Крикакасы расположена на расстояние более 100 метров от улицы Чапаева.
В своем обращении <ФИО2> указала, что мусорные контейнеры для сбора отходов, установленные в начале деревни, находятся в километре от ее дома, в связи с чем мусорная машина в деревню не заезжает, а она всю свою сознательную жизнь утилизирует мусор самостоятельно с помощью трех навозных куч и двух печей.
Из материалов дела также усматривается, что <ФИО2> обращалась к региональному оператору по обращению с ТКО с просьбой произвести перерасчет платы за вывоз мусора, которое оставлено без удовлетворения в виду того, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами была оказана надлежащим образом. ООО «Ситиматик Чувашия», не усмотрев оснований для перерасчета размера платы, указало, что удаленность мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не освобождает потребителя от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального округа обязанностей по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, что является недопустимым, поскольку приводит к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, то есть такого состояния окружающей среды, которое исключает наличие факторов, оказывающих негативное воздействие на среду обитания.
По факту выявленного нарушения 8 сентября 2023 года главе администрации Чебоксарского муниципального округа внесено представление.
Из ответа первого заместителя главы администрации – начальника управления благоустройства и развития территорий администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики <ФИО1> от 12 октября 2023 года, адресованного прокуратуре Чебоксарского района Чувашской Республики, следует, что в населенном пункте дер. Крикакасы площадка для сбора ТКО расположена при въезде в деревню по улице Новая. По вопросу оборудования площадки для сбора ТКО по улице Чапаева в 4 квартале 2023 года будет проведено собрание с жителями деревни, вопрос финансирования – вынесен на обсуждение на очередном Собрании депутатов.
Из содержания приведенного ответа следует, что ответчик признает факт отсутствия необходимого количества площадок для сбора твердых коммунальных отходов в вышеуказанном населенном пункте, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления в части организации создания и содержания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по улице Чапаева дер. Крикакасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Неисполнение администрацией Чебоксарского муниципального округа требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные, достойные и благоприятные условия проживания, существенно снижает качество условий жизни граждан, следовательно, исковые требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чебоксарскогомуниципального округа Чувашской Республики, выразившееся в непринятиимер по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по улице Чапаева в деревне Крикакасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решениясуда в законную силу оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов по улице Чапаева в деревне Крикакасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 4 марта 2024 года.