Дело №57RS0022-01-2021-004693-96 Производство №2-2963/2021
Решение
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Заводского района г. Орла, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г. Орла, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла (далее Детский сад №2) о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в рамках проверки Детского сада №2, проведенной прокуратурой на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования, было установлено, что существующая система охраны проверяемого объекта лишь частично позволяет обеспечить его безопасность. Согласно паспорту безопасности объекта, в котором располагается Детский сад №2, присвоена 3 категория опасности.
Так, в ходе проверки установлено, что учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Ссылаясь на то, что имеющиеся недостатки не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность объекта, что противоречит нормам законодательства о террористической защищенности, прокурор просил суд: обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) Детского сада №2; обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства Детскому саду №2; обязать Детский сад №2 в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чаусова С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковых заявлениях.
Представитель администрации г. Орла и третьего лица Финансово-экономического управления администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на доводы письменных возражений.
Представитель управления образования г. Орла Пугачев С.А. в суде заявленные требования не признал, поддержав доводы представителя администрации г. Орла.
Представитель Детского сада №2 Соловьева И.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем администрации г. Орла и управления образования. Дополнительно просила в случае удовлетворения иска увеличить срок, предоставленный для исполнения решения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 2 и 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
П. 7 ч. 1 ст. 2 определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму, Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:
обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»);
оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт «в»).
П. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.,
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории Заводского района г. Орла, включая Детский сад №2.
Указанное учреждение, как это следует из паспорта безопасности объектов, относится в соответствии с Требованиями к объектам (территориям) третьей категории опасности.
В ходе проверки было установлено и это не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что мероприятия, предусмотренные п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) выполнены ответчиками не в полном объеме, в частности: объект не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из Устава Детского сада №2 следует, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «Город Орел».
Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.
Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «Город Орел», а полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества осуществляет администрация г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла.
Образовательное учреждение является участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация г. Орла, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (п. 32 Требований).
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что здание детского сада находится в фактическом владении и пользовании образовательного учреждения, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию г. Орла, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «Город Орел», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления.
Не может быть принят во внимание довод стороны ответчика, администрации г. Орла, об отсутствии, в настоящее время, достаточного финансирования, так как отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и неисполнения требований действующего законодательства в области защиты от терроризма.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что полномочия ответчиков по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий.
Учитывая необходимость для образовательного учреждения – ответчика проведения работ по проектированию, согласованию, составлению смет и выполнению работ по оборудованию помещений для охраны, а также, после оборудования указанных помещений – заключения договоров об охране потребует значительных временных затрат, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить в части и обязать администрацию г. Орла в срок до 01.08.2022 выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) Детского сада №2, а также обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить их Детскому саду №2, а последнего в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракты (договоры) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Вышеприведенный срок для исполнения решения суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г. Орла, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в срок до 01.08.2022 выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), оборудования первого этажа объекта помещением для охраны, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла.
Обязать Управление образования администрации города Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Орла в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2021.
Судья В.В. Каверин