Дело № 2-72/2024 (2-1089/2023)
УИД № 43RS0010-01-2023-001181-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2024 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Орлова Д.С.,
при секретаре Шайхутдиновой Э.Р.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г., материального истца Сапегиной Н.И., представителей ответчика - МКУ Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области в лице главы Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области Коркиной Л.В., а также Соловьева А.А., действующего по доверенности, представителей третьего лица – МУП «Краснополянский водоканал» - директора МУП Зимина А.В., Баглик Г.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вятскополянского межрайонного прокурора, действующего в интересах Сапегиной Н.И., к МКУ Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайонный прокурор, действующий в интересах Сапегиной Н.И., обратился в Вятскополянский районный суд Кировской области с исковым заявлением к МКУ Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области. С учетом уточненных и принятых судом исковых требований просил возложить на орган местного самоуправления обязанность организовать водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а также отвод от него сточных вод.
В обоснование заявленных требований указал, что данный жилой дом находится в муниципальной собственности и предоставлен по договору социального найма жилого помещения Сапегиной Н.И. и членам ее семьи. При этом в нарушение пункта 11.19 СП 31.13330.2021 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, распоряжения администрации Краснополянского городского поселения от 30.12.2019 № 25 «Об утверждении степени благоустройства жилых помещений в пгт. Красная Поляна» жилой дом не имеет выгребной ямы, а ближайшая водоразборная колонка находится на расстоянии свыше 100 метров от дома. В результате нарушаются права пенсионера Сапегиной Н.И., *** года рождения, на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде, в связи с чем иск подан в порядке ст. 45 ГПК РФ в ее интересах. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства от 14.09.2023 фактически не удовлетворено, поскольку нарушения прав Сапегиной Н.И. не устранены.
Прокурор Давлетшина Р.Г., материальный истец Сапегина Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, которые в нем указаны. Сапегина Н.И. суду пояснила, что на территории предоставленного ей домовладения выгребная яма отсутствует, ближайшая водоразборная колонка находится на расстоянии свыше 200 м. от дома, в связи с чем нарушены ее права. Скважина в домовладении создана за ее денежные средства, со временем заилилась.
Представитель ответчика – МКУ Администрация Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области Соловьев А.А., действующий по доверенности, первоначально в судебном заседании и в письменных возражениях исковые требования полностью не признал, полагая, что в соответствии с техническим паспортом на жилое помещение не предусмотрено наличие выгребной ямы, централизованное водоснабжение и водоотведение дома, сама Сапегина Н.И. не обеспечивает его должное содержание и текущий ремонт, в связи с чем заилилась имеющаяся артезианская скважина. В последующем глава Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области Коркина Л.В. после исследования судом доказательств по делу в письменном виде заявила о признании заявленных иска в полном объеме.
Представители привлеченного судом в качестве третьего лица МУП «Краснополянский водоканал» - директор МУП Зимин А.В., Баглик Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснили, что по ул. Кировская пгт. Красная Поляна отсутствуют объекты системы централизованного водоснабжения и водоотведения. С Сапегиной Н.И. был заключен договор на холодное водоснабжение с использованием колонки, принадлежащей муниципальному образованию, которая расположена на расстоянии свыше 100 м. Сбор жидких бытовых отходов и сточных вод в данном микрорайоне осуществляется посредством выгребных ям. Выгребная яма в домовладении Сапегиной Н.И. отсутствует.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Сапегин А.Б. и Сапегина Ю.А. в судебное заседание не явились, представили в суд письменные заявления о рассмотрении дела без их участия.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – по тексту ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения относятся к вопросам местного значения муниципального образования «Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области».
Согласно п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников (п. 72 Правил).
Согласно п. 11.19 «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*», утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 20.12.2019 № 25 на территории Краснополянского городского поселения утверждена следующая степень благоустройства жилых помещений в индивидуальных жилых домах, предусматривающая водоснабжение от водозаборной колонки или скважины, водоотведение – в выгребную яму.
Жилой дом по адресу: <адрес>, не подключен к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> год постройки дома - 1987 год, общая площадь 50,1 кв.м., жилая площадь 36,9 кв.м. Дом не подключен к централизованным инженерным сетям водоснабжения и водоотведения, на территории имеется уборная, выгребная яма отсутствует.
В соответствии с ответом КОГБУ «БТИ» от 21.06.2021 сведений о зарегистрированных правах по состоянию на 01.07.1998 на объект - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не имеется.
Жилой дом по указанному адресу числится в реестре муниципальной собственности Краснополянского городского поселения, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Краснополянского городского поселения № 563 от 16.06.2021, постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2008 № 130/156, свидетельством о регистрации права, выданным 10.06.2016, а также выпиской из ЕГРН от 26.05.2021, в силу которой дом имеет кадастровый номер 43:07:020106:330.
На основании ордера от 03.11.1989 № 126 вышеуказанный жилой дом предоставлен Сапегиной Н.И., с которой администрацией Краснополянского городского поселения Вятскополянского района 16.08.2021 был заключен договор социального найма жилого помещения № 4. В соответствии с п. 1 данного договора наймодатель обязуется обеспечить предоставление за плату коммунальных услуг: электро и - газоснабжение, холодное водоснабжение (уличная колонка), водоотведение (уличный туалет).
14.09.2023 Вятскополянским межрайонным прокурором Кировской области главе МКУ администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, организации водоснабжения и водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
На указанное представление МКУ Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области дан ответ от 12.10.2023 о том, что в 2024 г. планируется проведение работ по созданию водоразборной колонки на <адрес> поселка в соответствии с нормативами, необходимость в водоотведении от дома отсутствует, так как в домовладении более 20 лет не имеется выгребной ямы.
Как установлено судом, холодное водоснабжение дома осуществляется из водоразборной колонки. При этом расстояние от указанного жилого домов до ближайшей колонки превышает установленные нормативом 100 метров, что ответчиком не оспаривается.
До настоящего времени администрацией Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области требования закона и договора социального найма жилья в части организации водоснабжения дома № <адрес> с учетом нормативного расстояния от дома до колонки не исполнены.
В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об организации водоснабжения дома.
Оценивая, исковые требования прокурора о возложении обязанности по организации отвода сточных вод от дома на ответчика суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, при этом, в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила N 354).
На основании пп. «в» п. 4 Правил № 354 коммунальная услуга по водоотведению, которая предоставляется потребителю такой услуги, - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Из приведенного определения следует, что в случае отсутствия технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения многоквартирного дома (далее - МКД) или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод коммунальная услуга по водоотведению (отведению сточных вод) потребителям в таком МКД или жилом доме (домовладении) не предоставляется.
В отсутствие технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения МКД или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод предоставляется услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), которая в состав коммунальных услуг не входит.
Указанная позиция выражена в письме Минстроя России от 21.07.2023 N 19731-ОГ/00.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ устанавливает, что при планировке и застройке городских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктом 109 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, запрещено отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов.
На основании абз. 3 п. 3.7.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом. При этом требования к помойницам и выгребам определены в п.п. 3.7.8, 3.7.9, 3.7.12, 3.7.13 и 3.7.14 указанных Правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В силу п. 18 СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Согласно п.п. 20 и 21 18 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров, выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.
Как установлено судом, несмотря на то, что домовладение жилого дома № <адрес> не подключено, как и другие дома микрорайона, к централизованной системе водоотведения, при наличии дворовой уборочной вопреки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не обеспечено выгребом или помойницей, оборудованных подземной водонепроницаемой емкостной частью для накопления ЖБО, что создает угрозу для нарушения прав семьи нанимателей домовладения, соседей, иных граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При этом действовавшие Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные 5 августа 1988 г., и Правила санитарного содержания территорий населенных мест № 2388-81, утвержденные письмом Минздрава СССР от 21.04.1981 № 2388-81, то есть с момента постройки дома, предусматривали аналогичные требования.
В связи с этим суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, как на собственника домовладения и жилого дома, в силу требований законодательства, обязанности организовать отвод сточных вод от вышеуказанного жилого дома (накопление и сбор жидких бытовых отходов).
При принятии решения суд учитывает, что представитель ответчика Коркина Л.В. в судебном заседании признала исковые требования прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Положения ст. 173 ГПК РФ (последствия признания иска) ответчику судом были разъяснены и понятны.
Учитывая характер исковых требований, действия, которые необходимо совершить для исполнения возлагаемых на ответчика обязанностей по организации водоснабжения вышеуказанного дома, а также отводу от него сточных вод (сбора и накопления жидких бытовых отходов), руководствуясь принципом исполнимости судебного решения, суд приходит к убеждению установить срок для исполнения решения суда до 01 июля 2024 года, полагает, что такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области, действующего в интересах Сапегиной Н.И., удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (ИНН 4307009096, ОГРН 1054303527574) в срок до 01.07.2024 г. организовать водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером 43:07:020106:330, а также отвод сточных вод от указанного жилого дома.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Д.С. Орлов
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2024 г.