Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-414/2024 (3а-2932/2023;) ~ М-2089/2023 от 28.11.2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05.06.2024

г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи     Клюева С.Б.,

при секретаре            Елисеевой О.И.

с участием прокурора         Колчиной Е.Е.,

представителя административного ответчика – Думы г.о. Жигулевск Самарской области Семашкиной О.А., представителя заинтересованного лица – Администрации г.о. Жигулевск Самарской области Леоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-414/2024 (3а-2932/2023) по административному исковому заявлению Опариной Ольги Владимировны, Дудзинской Татьяны Аркадьевны к Думе г.о. Жигулевск Самарской области, Администрации г.о. Жигулевск Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 18.07.2012 № 282 утвержден Генеральный план городского округа Жигулевск Самарской области (далее также – Генеральный план). Документ опубликован в официальном печатном издании «Жигулевский рабочий» № 79 от 24.07.2012 и вступил в силу с момента опубликования (п.3 решения).

Решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 28.12.2023 № 494 в решение Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 18.07.2012 № 282 внесены изменения. Документ опубликован в официальном печатном издании «Вестник Жигулевска» 29.12.2023 № 18 и вступил в силу с момента опубликования (п.3 решения).

Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25.10.2018 № 388 утверждены Правил землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области (далее также – Правила землепользования и застройки). Документ опубликован в официальном печатном издании «Вестник Жигулевска» 14.11.2018 и 28.11.2018 № 1 и № 2, соответственно, и вступил в силу с момента опубликования (п.5 решения).

Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 12.12.2023 № 483 внесены измерения в Правила землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области. Документ опубликован в официальном печатном издании «Вестник Жигулевска» 14.12.2023 № 17 и вступил в силу с момента опубликования (п.3 решения).

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре принятия не оспариваются.

Опарина О.В., Дудзинская Т.А. (далее также – административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка площадью 382 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Жигулевск, с. Ширяево, ул. Советская к зоне затопления и подтопления.

В обоснование заявленных требований указывается, что административные истцы, имея намерение получить данный земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство, обратились в Администрацию г.о. Жигулевск Самарской области с соответствующим заявлением.

Согласно ответа Администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 26.04.2023 № 4149к в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка без проведения торгов, в аренду им отказано со ссылкой на оспариваемые нормативные правовые акты.

Административные истцы полагают, что оспариваемые положения нормативных правовых актов нарушают их права и законные интересы, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ), требованиям пункта 16 статьи 1, части 3, пункта 8 части 4 статьи 31 Водного Кодекса Российской Федерации, а также пунктам 3 и 5 Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления».

В судебное заседание Опарина О.В., Дудзинская Т.А. не явились, своего представителя не направили, о времени месте судебного заседания уведомлялись судом в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административного ответчика Думы г.о. Жигулевск Самарской области Семашкина О.А., действующая на основании доверенности, заявила ходатайство о прекращении производства по настоящему административному делу, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный акт – Генеральный план изменен решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 28.12.2023, и в актуальной редакции перестал затрагивать права и обязанности административных истцов. При этом Правила застройки и землепользования г.о. Жигулевск Самарской области, как в актуальной, так и в первоначальной редакциях, никогда не содержали в своем составе карт (схем) оспариваемой зоны.

Представитель заинтересованного лица – Администрации г.о. Жигулевск Самарской области Леонова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала позицию административного ответчика.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, поддержавшего ходатайство представителя административного ответчика, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки – документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Требование к содержанию генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа закреплены в статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план должен содержать положение о территориальном планировании, карты: планируемого размещения объектов местного значения; границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); функциональных зон.

Согласно пункту 8 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что Опарина О.В. и Дудзинская Т.А., имея намерение прибрести в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельный участок площадью 382 кв. м., примыкающий к принадлежащему им земельному участку по адресу: Самарская область, г.о. Жигулевск, с. Ширяево, ул. Советская, 3, обратились в Администрацию г.о. Жигулевск Самарской области с соответствующим заявлением.

Согласно имеющегося в материалах дела ответа от 26.04.2023 исх. № 4149К (т.1, л.д. 6), Администрацией городского округа г.о. Жигулевск Самарской области отказано в предоставлении данного земельного участка со ссылкой на то, что, согласно материалам Генерального плана, указанный земельный участок ограничен зоной катастрофического затопления. Согласно ст. 21 Решения Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 25.10.2018 № 388 об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск Самарской области, предоставление новых земельных участков без выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий связанных с возможным катастрофическим затоплением и другими подтоплениями не допускается.

Как следует из административного искового заявления, административными истцами, со ссылкой на вышеприведенные нормативные правовые акты, оспариваются положения Генерального плана городского округа г.о. Жигулевск Самарской области и Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск Самарской области в части отнесения спорного земельного участка к зоне затопления и подтопления паводковыми водами по мотиву отсутствия соответствующих сведений в ЕГРН, внесенных уполномоченным органом.

Вместе с тем, исходя из ответа Администрации г.о. Жигулевск Самарской области, материалов дела и пояснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании, основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка послужил факт нахождения последнего в зоне возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте).

Согласно Методическим рекомендации по формированию реестра населенных пунктов на территории РФ, попадающих в зону затопления (подтопления) вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами» (утв. МЧС России), Реестр включает в себя 4 основных риска затоплений (подтоплений): 1. Риск весеннего половодья; 2. Риск наводнений, формируемых интенсивными дождями и таянием снега в горах; 3. Риск, наводнений формируемых другими гидрологическими явлениями (штормовой нагон, подтопление грунтовыми водами и др.) 4. Риск катастрофического затопления вследствие аварии на ГТС.

Риск катастрофического затопления вследствие аварии на ГТС - указываются населенные пункты подверженные воздействию волны прорыва или затоплению, в случае прорыва (разрушения, аварии) на гидротехнических сооружениях.

Согласно действовавшего до 31.05.2023 ГОСТ 22.0.03-97, зона вероятного катастрофического затопления: зона вероятного затопления, на которой ожидается или возможна гибель людей, с\х животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде (пункт 3.3.14).

Согласно действующему с 01.06.2023 «ГОСТ 22.0.03-2022. Межгосударственный стандарт. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.02.2023 № 80-ст), зона вероятного катастрофического затопления: зона вероятного затопления, на которой ожидается или возможна гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде (п. 53).

Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения утверждены Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10 (ред. от 06.10.2023).

Пунктом 127.1 утвержден Перечень объектов в классе «Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера», в составе которого предусмотрена Зона возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте).

В материалы дела представлено вступившее в законную силу решение Жигулевского городского суда Самарской области от 24.07.2023 по административному делу № 2а-1054/2023 по административному исковому заявлению Опариной О.В., Дудзинской Т.А. к заместителю главы г.о. Жигулевск Бубенцеву Д.В., Администрации г.о. Жигулевск Самарской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение, в ходе рассмотрения которого судом установлено, что на территории г.о. Жигулевск расположен гидродинамически опасный объект «Жигулевская ГЭСЦ» с уровнем верхнего бьефа 53 метра и нижнего бьефа 30 метров, объемом водохранилища 57300 млн. м3.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Приложения № 1 и № 2 к указанному Порядку (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.10.2015 № 1131 «О внесении изменений в Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне») имеют гриф «Секретно».

Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка обусловлен не теми положениями нормативных правовых актов, которые оспариваются административными истцами.

При этом административные истцы не приводят каких-либо доводов подтверждающих факт как нахождения спорного земельного участка в зоне затопления (подтопления) паводковыми водами так и факт нарушения их прав отказом Администрации г.о. Жигулевск Самарской области в предоставлении спорного земельного участка по данному основанию.

В соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 упомянутого кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 этого кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул необходимость принимать во внимание, что пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является частью конкретизирующего статью 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации процессуального законодательства, которое исходит, по общему правилу, из необходимости обеспечения лицу судебной защиты только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и что указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О, от 25 октября 2016 года N 2170-О, от 26 января 2017 года N 108-О).

Анализируя нормы нормативных правовых актов, послуживших основанием для отказа административным истцам в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка суд полагает необходимым отметить следующее.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается представленными административным ответчиком документами, и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 28.12.2023 № 494 в решение Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 18.07.2012 г. № 282 внесены изменения:

1) часть 1 изложена в следующей редакции:

1. Утвердить Генеральный план г.о. Жигулевск Самарской области в составе:

1) Положения о территориальном планировании г.о. Жигулевск согласно приложению № 1 к настоящему решению;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения г.о. Жигулевск Самарской области согласно приложению № 2 к настоящему решению;

3) Карту границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов) входящих в состав г.о Жигулевск Самарской области согласно приложению 3 к настоящему решению;

4) карту функциональных зон г.о Жигулевск Самарской области согласно приложению 4 к настоящему решению;

5) сведения о границах населённых пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов) входящих в состав г.о Жигулевск Самарской области согласно приложению 5 к настоящему решению;

2) приложения 1-5 изложить в редакции согласно приложениям 1-5 к настоящему решению;

3) приложения № 6-10 признать утратившими силу;

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 28.12.2023 № 494 Генеральный план приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Названной норме корреспондирует часть 2 статьи 194 КАС РФ о праве суда прекратить производство по административному делу, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из положений статей 208, 210, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), которые на время его оспаривания являются действующими и нарушающими права и свободы, законные интересы лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Как следует из материалов в составе Генерального плана г.о. Жигулевск Самарской области, представленных в материалы дела, а также размещенных в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), данные материалы в актуальной редакции не содержат в своём составе карт (схем) на которых были бы отражены границы зон возможного катастрофического затопления на территории городского округа Жигулевск в районе с. Ширяево.

Указанное обстоятельство также подтверждается последующими ответами Администрации г.о. Жигулевск Самарской области на неоднократные обращения административных истцов по вопросу предоставления спорного земельного участка, в которых указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка отсутствует.

Таким образом, поскольку установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт – Генеральный план городского округа г.о. Жигулевск Самарской области изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов признание его недействующим в соответствующей части с момента вступления в законную силу решения суда не повлияет на объем права и обязанностей административных истцов, имеющих намерение арендовать спорный земельный участок, и не приведет к восстановлению их прав и законных интересов.

Признание данного нормативного правового акта в соответствующей части недействующим с момента его принятия будет противоречить положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку установлено, что указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления, подтопления устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются в положение о территориальном планировании генерального плана.

На карте (схеме) Рисунок 3. градостроительного зонирования территории с. Ширяево, в составе Правил землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области в редакции Решения Думы от 12.12.2023 № 483 нет отражения границ зон возможного катастрофического затопления (т. 2, л.д. 67, 68).

Указанные границы данных зон не содержались и в предыдущих редакциях Правил землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области.

Прекращая производство по делу, суд, на подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по настоящему административному делу прекратить.

Возвратить Опариной Ольге Владимировне уплаченную государственную пошлину за подачу настоящего административного иска в размере 300 рублей (чек-ордер ПАО «СБЕРБАНК» по операции № 4993 от 24.11.2023).

Возвратить Дудзинской Татьяне Аркадьевне уплаченную государственную пошлину за подачу настоящего административного иска в размере 300 рублей (чек-ордер ПАО «СБЕРБАНК» по операции № 4992 от 24.11.2023).

Определение суда может быть обжаловано в течение 15 дней со дня его принятия в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы, представления через Самарский областной суд.

Судья Самарского областного суда         Клюев С.Б.

3а-414/2024 (3а-2932/2023;) ~ М-2089/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Дудзинская Т.А.
Опарина О.В.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Дума г.о. Жигулевск Самарской области
Другие
ФГБУ «Жигулевский Государственный Заповедник»
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука»
Администрация городского округа Жигулевск
Глава администрации г.о. Жигулевск Самарской области
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Кокотеева Е.Н.
ТУ Росимущества Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.11.2023Регистрация административного искового заявления
30.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2024Предварительное судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее