РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Терентьевой Я.С.,
с участием: представителя истца Мусина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2024-000460-63 (2-1384/2024) по исковому заявлению ФИО4 к Территориальному Управлению Росимущества по Иркутской области о включении в состав наследственного имущества, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился ФИО4 с иском к Территориальному Управлению Росимущества по Иркутской области о включении в состав наследственного имущества, признании права собственности.
В обоснование доводов иска указано, что истец состоял в браке со ФИО2, умершей <Дата обезличена>.
ФИО2 на праве собственности принадлежал гараж (<адрес обезличен>) площадью 29,7 м2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>
Документы-основания: договор участия в долевом строительстве <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
При жизни наследодатель не успела зарегистрировать право собственности на объект недвижимости.
<Дата обезличена> для получения свидетельства о праве на наследство истец обратился к нотариусу. Однако у нотариуса отсутствуют основания выдать свидетельство о праве на наследство, поскольку не представлено документов, подтверждающих право собственности наследодателя на спорное имущество.
Как следует из справки, выданной нотариусом ФИО1, истец по состоянию на <Дата обезличена> является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.
В соответствии с заключением, выполненным МУП «БТИ г. Иркутска», инвентаризационная стоимость нежилого здания (гаража) составляет 448 548 рублей.
По сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> является Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества по Иркутской области.
В связи с чем, истец просит суд включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, гараж (<адрес обезличен>) площадью 29,7 м2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>. Признать за ФИО4 право собственности в порядке наследования на гараж (<адрес обезличен>) площадью 29,7 м2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Мусин А.В., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании доводы заявления заявления поддержал.
Представитель ответчика Территориального Управления Росимущества по Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.
С учётом положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на квартиру не является безусловным основанием для отказа наследнику в признании права собственности на это имущество в порядке наследования, так как факт наличия либо отсутствия права собственности у наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам (смерть гражданина), может быть установлен судом на основании представленных наследниками доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, завещать его любым гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным образованиям, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества.
В соответствии с требованиями ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) после смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112).
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Согласно статье 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от государственной регистрации права наследства на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно свидетельства о заключении брака <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между ФИО4 и ФИО6 заключен брак, жене после заключения брака присвоена фамилия ФИО10.
Как следует из свидетельства о смерти <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ФИО2 умерла <Дата обезличена>.
Суду представлен договор участия в долевом строительстве <Номер обезличен> от <Дата обезличена> дополнительное соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенные между ООО «Норд-Вест» (застройщик) и ФИО2 (участник долевого строительства) в соответствии с которыми застройщик обязуется обязуется построить нежилое помещение – гараж со строительным номером <Номер обезличен>, расположенный в районе домов <адрес обезличен>, с предварительной площадью 24 кв.м. Цена объекта долевого строительства составляет 350 000 руб.
Согласно акта-приема-передачи от <Дата обезличена> по договору участия в долевом строительстве <Номер обезличен> от <Дата обезличена>., дополнительное соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Норд-Вест» передало ФИО2 нежилое помещение – гараж, расположенный в районе домов <адрес обезличен>, площадью 31,9 кв.м. Расчет по договору произведен в полном объёме, что также сведениями по оплате.
Истцом суду представлен технический паспорт, выполненный ОАО «Восточно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие» по состоянию на <Дата обезличена> на нежилое здание гараж, расположенный в районе домов №<Номер обезличен>, площадью 29,7 кв.м.
Как следует из заключения МУП «БТИ г. Иркутска» инвентаризационная стоимость нежилого здания гаража, расположенного в районе домов №<адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет 448 548 руб.
Согласно справки от <Дата обезличена>, выданной нотариусом нотариальной палаты Иркутской области ФИО1, после смерти ФИО2 открыто наследственное дело <Номер обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> ФИО7 является единственным наследником.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО4 является супругом ФИО2, и после смерти которой он является наследником первой очереди.
Из доводов искового заявления следует, что в установленном законом порядке гараж, расположенный в районе домов №№ <адрес обезличен> наследодателем в собственность оформлен не был, в связи с чем истцу нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении гаража.
Судом из представленных письменных доказательств установлено, что истец лишен возможности распоряжаться имуществом, которое перешло к нему в силу закона и каким-либо иным способом защитить свои права и законные интересы, нежели судебная защита наследник не может.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что спорное недвижимое имущество гараж, расположенный в районе домов №№ <адрес обезличен>, принадлежало ФИО2 на законных основаниях. Поскольку государственная регистрация права ФИО2 в отношении спорного гаража не была произведена в установленном порядке, вместе с тем, право собственности на имущество никем не оспорено, то требование истца о включении имущества в виде гаража, расположенного в районе домов №<адрес обезличен> в наследственную массу после смерти ФИО2 подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 34, 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Из доводов иска следует, что после смерти супруги принял наследство в виде гаража, принял меры по сохранности наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, производил за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Оценивая в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что иных наследников, помимо супруга наследодателя ФИО2 по закону судом не установлено, суд считает заявленные требования истца о признании права собственности в порядке наследования на гараж, расположенный в районе домов №<адрес обезличен>, площадью 29,7 кв.м., подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества после смерти ФИО2 умершей <Дата обезличена> гараж (<адрес обезличен>) площадью 29,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>.
Признать за ФИО4, <Дата обезличена> года рождения, уроженцем <адрес обезличен>, паспорт <Номер обезличен>, выдан <Дата обезличена> ФИО3 <адрес обезличен>, код подразделения <Номер обезличен>, право собственности в порядке наследования по закону на гараж (<адрес обезличен>) площадью 29,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.А. Федорова
Мотивированный текст решения изготовлен 03.05.2024.