дело № 2-1924/2022
УИД 18RS0011-01-2022-002743-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года город Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ураковой А.А.,
при участии представителя истца ООО УК «АБК» Чирковой Е.А., действующей на основании доверенности № 18 от 30.12.2021,
ответчика Ашихминой О.В., ее представителя Ашихмина В.С., действующего на основании устного заявления,
при секретаре судебного заседания Вихаревой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АБК» к Ашихминой Ольге Васильевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом общего собрания от 26.05.2022,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АБК» (далее по тексту истец, ООО УК «АБК») обратилось в суд с вышеуказанным иском, которым просит суд признать решение № 6 (утвердить с 01.06.2022 ежемесячный размер оплаты (тариф) 11 руб. с 1 кв. м. жилого помещения за содержание общего имущества в <адрес>, а также оказания и выполнения услуг по содержанию и ремонту Общего имущества <адрес> для УК «АБК») общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленное протоколом общего собрания № 01/22 от 26.05.2022, проводимого в период с 17.05.2022 по 25.05.2022, недействительным и не имеющим правовые последствия с даты его принятия, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Требование мотивировано тем, что истец осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В адрес истца 30.05.2022 поступил протокол общего собрания собственников помещений в указанном доме № 01/22 от 26.05.2020, которым утвержден тариф за содержание жилого помещения с 01.06.2022 11 руб. с 1 кв.м. жилого помещения за содержание общего имущества в МКД, а также оказания и выполнения услуг по содержанию общего имущества (ОИ) дома (вопрос № 6 протокола). Оспариваемое решение не соответствует приказу Минстроя России № 44/пр от 28.01.2019, отсутствует:
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) собственников – физических лиц, полное наименования и ОГРН собственников – юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведений о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащие каждому из их собственников;
- копия текста сообщения о проведении общения собрания;
- документы (копии документов), подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещение данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2, 3 ст. 47.1 ЖК РФ;
- документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
- письменные решения (Бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц – сведения, предусмотренные п. «а» п. 13 Требований, для юридических лиц – сведения, предусмотренные п. п. «б» п. 13 Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений.
В период с 27.10.2020 по 14.12.2020 собственниками МКД было проведено общее собрание по установлению размера платы за содержание и ремонт общего имущества по предложению управляющей организации. Решением собственников МКД установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 25,00 руб./кв.м. и утверждены условия договора. Решение оформлено протоколом общего собрания 18.12.2020.
Размер платы, составленный ООО УК «АБК» и утвержденный общим собранием собственников МКД рассчитывался из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества дома и учитывал фактические расходы управляющей компании по обслуживанию дома. Размер платы за содержание жилого помещения в 2022 году выставлялся в платежных документах на основании ранее принятых решений собственников МКД для выполнения работ, отраженных перечнем работ в Приложении № 2 к договору управления. Собственниками МКД <данные изъяты>, утвержден тариф 11 руб. с кв.м. жилого помещения за содержание общего имущества в МКД, а также оказания и выполнения услуг по содержанию общего имущества (ОИ) дома без экономического анализа, без определения видов работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 29.06.2020) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», то есть с нарушением действующего законодательства.
Принятое собственниками решение по вопросу № 6 не соответствует нормам действующего жилищного законодательства РФ нарушает права, свободы и законные интересы управляющей организации, что выражается в следующем: размер платы, установленный решением по вопросу № 6, в 11 руб. за кв.м. жилого помещения за содержание общего имущества в МКД, а также оказания и выполнения услуг по содержанию общего имущества (ОИ) дома не содержит в себе перечня работ, которые должна произвести управляющая компания за эти деньги. Данный факт делает невозможным содержание общего имущества МКД в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Следовательно, управляющая организация будет вынуждена содержать общее имущество МКД на сумму более установленной платы, то есть с убытком для себя или ненадлежащим образом, рискуя, получением санкций от контролирующего органа за нарушение лицензионных требований. Таким образом, размер платы должен отвечать интересам собственников и управляющей компании. Утвержденный собственниками размер платы за содержание и текущий ремонт, должен отвечать требованиям соразмерности, включать перечень видов работ (услуг), объемом работ (услуг) и обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома с учетом требований нормативных актов (л.д. 6-8 т. 1).
В судебном заседании представитель истца ООО УК «АБК» Чиркова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, на заявленных исковых требованиях настаивала. Дополнительно суду пояснила, что подлинники решений в управляющую компанию не предоставлены, также не предоставлены в органы государственного жилищного надзора самостоятельно ответчиком. Кворум собрания отсутствовал, объявление о проведении собрания не было размещено за десять дней до проведения собрания. Установленный тариф в 11 руб. является экономически необоснованным, не позволяет осуществить содержание общего имущества МКД.
Ответчик Ашихмина О.В. и ее представитель Ашихмин В.С. в судебном заседании исковые требования не признали по изложенным в письменных возражениях основаниям. Указав, что оспариваемое собрание проведено с заблаговременным созывом всех собственников недвижимого имущества, решения приняты собственниками при наличии кворума и по вопросам, включенным в повестку собрания. Оснований для признания решения общего собрания собственников недвижимого имущества недействительным не имеется. Ненадлежащее исполнение истцом своих обязанностей и послужило одним из оснований для изменения собственниками помещений в МКД размера платы, поскольку истцом не выполняются задекларированные им же работы даже на 11 руб. кв.м., что по мнению ответчика, подтверждается, например, представленным самим же истцом на подпись председателю МКД актом якобы выполненных работ за июль 2022 года, которым явно проиллюстрирован фактически выполняемый объем работ, разительно отличающийся от Перечня. Таким образом, в рамках своей компетенции, собственники помещений в МКД, взяв за основу последнее предложение истца, а так же учитывая ту фактическую часть работ, которые изредка выполнялись истцом, составили Перечень работ и услуг, отвечающий интересам собственников и действующему законодательству, установив указанный размер в 11 руб. кв.м. Установленный волеизъявлением собственников размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения позволяет управляющей организации исполнять обязательство по обслуживанию многоквартирного дома. Иное бы заставило коммерческую организацию обратиться с требованием о расторжении договора. С таким требованием истец не обращался (л.д. 46-48 т. 1, л.д. 195-199 т. 2).
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства, считает установленными следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 10.09.2018 принято решение выбрать управляющую организацию ООО УК «АКБ», ИНН 1837008600 с 01.10.2018. Наделить председателя дома полномочиями от имени собственников по заключению договора управления с ООО УК «АБК» (вопрос № 7 протокола).
Принято решение утвердить условия договора управления МКД № <данные изъяты> с ООО УК «АБК» и размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД 19,00 руб./кв.м. с момента включения МКД в лицензию ООО УК «АБК» (вопрос № 8 протокола).
Принято решение поручить председателю совета МКД истребовать в предыдущей управляющей организации все протоколы собраний собственников МКД. Определить место хранения протоколов проводимых общих собраний собственников помещений по одному экземпляру в Управляющей организации ООО УК «АБК» и у председателя Совета МКД. Определить местом для размещения информации о принятых на общих собраниях решениях собственников, доски объявлений, расположенные на первых этажах многоквартирного дома, а также сайт управляющей организации (вопрос № 15 протокола) (л.д. 10-13 т. 1).
11.09.2018 между ООО УК «АБК» и собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ФИО27 заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 14-19 т. 1).
По инициативе собственника <адрес> Ашихминой О.В. 26.05.2022 было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведено в форме очно-заочного голосования, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.05.2022, со следующей повесткой дня:
Об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников.
Об избрании счетной комиссии общего собрания собственников.
Об избрании Совета <адрес>.
Об избрании Председателя Совета <адрес>.
О наделении Совета дома полномочиями на подписание актов выполненных УК работ.
Об утверждении с 01.06.2022 ежемесячного размера оплаты за содержание и текущий ремонт жилья.
Об утверждении порядка оформления и места хранения протокола общего собрания собственников помещений.
В общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, приняли участие собственники, в совокупности обладающие 2 749,25 кв.м. (голосами), что составляет 63,47% от общего количества голосов <адрес>.
По первому вопросу принято решение избрать председателем общего собрания Ашихмину О.В., секретарем общего собрания ФИО6
По шестому вопросу принято решение утвердить с 01.06.2022 ежемесячный размер оплаты (тариф) 11 руб. с 1 кв.м. жилого помещения за содержание общего имущества в <адрес>, а также оказания и выполнения услуг по содержанию и ремонту ОИ <адрес> для ООО УК «АБК».
А также были разрешены иные вопросы, указанные в повестке дня (л.д. 27-28 т. 1).
22.06.2022 Ашихминой О.В. в ООО УК «АБК» направлено требование о предоставлении информации об установленных ценах (тарифах), о минимальном перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания этих услуг и выполнения работ, с указанием источников покрытия таких потребностей, а также акты выполненных работ за 2021 год.
05.07.2022 Ашихминой О.В. в ООО УК «АБК» направлено повторное требование о предоставлении информации в связи с допущенными ошибками в бюллетенях для голосования (л.д. 29).
11.07.2022 ООО УК «АБК» направлены в адрес Ашихминой О.В. расчет тарифа на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (или экономическое обоснование установленных цен (тариф 25 руб./кв.м.), перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, является неотъемлемой частью договора управления, отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за 2021 год и Договор управления размещены на сайте ГИС ЖКХ, направлен реестр собственников МКД (л.д. 148-151 т. 1).
Из сообщения Управления по надзору Удмуртской Республики от 26.09.2022 следует, что запрашиваемые судом документы: подлинник протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 26.05.2022 и решения собственников по вопросам повестки дня (бланки для голосования, реестр проголосовавших), сообщение о проведении общего собрания собственников помещений, документ, подтверждающий направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственниками помещений, список присутствующих на собрании, в Управление не поступали (л.д. 42 т. 1).
В обосновании своей позиции ответчиком Ашихминой О.В. представлены в материалы дела: уведомление от 07.05.2022 о проведении внеочередного общего собрания собственников, фото уведомления на доске объявлений, реестр жильцов <адрес> голосовавших в заочной части собрания, реестр жильцов <адрес> голосовавших в очной части собрания, бюллетени для голосования с 1 по 6 подъезды, копия протокола общего собрания, расчет тарифа на выполнение услуг, акт № 7 приемки оказанных услуг и график работ (л.д. 54-144), акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД 2020, примеры расчета тарифа, жалоба Ашихминой О.В. от 22.06.2022 в ООО УК «АБК» на отказ в предоставлении реестра собственников МКД, список собственников жилья <адрес> не значащиеся в реестре, официально полученная от УК «АБК» в июне 2022 года, реестр собственников помещений МКД, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений МКД, участвующих в заочной части общего собрания собственников и решения собственников по вопросам повестки дня собрания, два сообщения ООО УК «АБК» на имя Ашихминой О.В. от 09.06.2022 о предоставлении подлинника решения (л.д. 200-214 т. 2).
06.06.2022, 20.06.2022 ООО УК «АБК» в адрес Ашихминой О.В. направлены сообщения о предоставлении подлинников решений в управляющую организацию (л.д. 152-156 т. 1).
В подтверждении своей позиции представителем истца ООО УК «АБК» представлен список собственников МКД, голосовавших с нарушением голосования по бюллетеням (л.д. 159-175 т. 1).
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о объектах недвижимости на квартиры в жилом <адрес> г. Глазова подтверждают правообладателей недвижимости в указанном доме (л.д. 176-251 т. 1, л.д. 1-191, 217-218 т. 2).
Постановлением Администрации МО «Город Глазов» № 10/1 от 29.01.2022 установлена плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного или муниципального жилищного фонда (за исключением общежитий) и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории МО «г. Глазов» (л.д. 215-216 т. 2).
Согласно приложению к вышеуказанному постановлению размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах высотой более двух этажей, имеющей все виды благоустройства (без лифта и без мусоропровода), не оборудованное газовой плитой – 19,11 руб., оборудованное газовой плитой – 19,92 руб.
Заслушав мнения лиц участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен ответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
В силу ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2. и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ).
Поскольку при установлении платы за содержание жилья затрагиваются права и законные интересы управляющей компании, на которую возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию общего имущества в надлежащем состоянии, управляющая компания обладает правом на предъявление настоящего иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Аналогичное положение закреплено в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 далее по тексту Правила № 491).
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Последние, обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме (ст. 45 ЖК РФ).
Из положений приведенных норм следует, что принятие решения об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку непосредственно затрагиваются интересы всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном жилом доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из положений приведенных норм следует, что в случае, когда собственниками принято решение об установлении ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, то применению подлежит ставка, утвержденная решением общего собрания собственников. При этом, срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт жилья временными рамками не ограничен, должен только в течение года оставаться неизменным. То есть, установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилья считается действующим до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании собственников помещений в таком доме нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Применение ставки платы за ремонт и содержание жилья, установленной органом местного самоуправления, возможно только в том случае, если на состоявшемся общем собрании собственников помещений многоквартирного дома вообще не принималось решения об установлении размера такого платежа.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено два способа определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: собственниками помещений в многоквартирном жилом доме или органом местного самоуправления.
Согласно п. п. «а» п. 16 Правил № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Ашихмина О.В. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 132-133 т. 2).
ООО УК «АБК» является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 10-19 т. 1).
На основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 10.09.2018 утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД 19 руб. с кв.м. с момента включения МКД в лицензию ООО УК «АБК» (вопрос № 8) (л.д. 10-13 т. 1).
В период с 17.05.2022 по 24.05.2022 по инициативе собственника <адрес> ответчика Ашихминой О.В. в форме очно-заочного голосования проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, результаты которых оформлены протоколом от 26.05.2022.
В общем собрании приняли участие собственники в количестве 2 749,25 кв.м., что составляет 63,47% голосов от общего числа голосов собственников помещений МКД. Кворум для проведения общего голосования собственников помещений в многоквартирном доме имеется (л.д. 27-28 т. 1).
Согласно указанного протокола, в повестку дня включены ряд вопросов, в том числе: № 6 об утверждении с 01.06.2022 ежемесячного размера оплаты (тариф) 11 руб. с 1 кв.м. жилого помещения за содержание общего имущества в <адрес>, а также оказания и выполнения услуг по содержанию и ремонту ОИ <адрес> для ООО УК «АБК».
При этом, как следует из протокола от 26.05.2022, собственниками жилых помещений на собрании не рассматривались предложения управляющей компании ООО УК «АБК» не присутствующей на собрании, что ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.
В качестве признаков ничтожности решения собственников МКД, оформленного протоколом от 26.05.2022 истец указывает, в том числе, на отсутствие реестра собственников помещений в многоквартирном доме, копии текста сообщения о проведении общения собрания, документов (копии документов), подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещение данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2, 3 ст. 47.1 ЖК РФ, документов, рассмотренных общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания, письменных решений (бюллетеней) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании.
Согласно п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее по тексту Приказ Минстроя от 28.01.2019 № 44/пр) обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Вопреки указанным выше нормам, при принятии решений кворум отсутствовал.
Так, на листках, заполненных от имени ФИО7 (<адрес>), ФИО8 (<адрес>) отсутствуют подписи, подтверждающие волеизлияние указанных лиц по вопросам голосования.
На листках, заполненных от имени ФИО9, ФИО10 (<адрес>), ФИО11 (<адрес>) отсутствует дата заполнения листов голосования, что не может быть принято в качестве доказательства, свидетельствующего о голосовании указанных лиц по вопросам, поставленным в листах голосования.
Листок голосования от собственника <адрес> подлежит исключению, ввиду невозможности установления ФИО голосующего.
Голоса ФИО12, ФИО13 (<адрес>), ФИО9, ФИО10 (<адрес>), ФИО14, ФИО15 (<адрес>), ФИО16, ФИО17 (<адрес>), ФИО18, ФИО19 (<адрес>), ФИО20, ФИО21 (<адрес>), ФИО22, ФИО23 (<адрес>), ФИО8, ФИО24 (<адрес>), Ивановой Т.Б., ФИО25 (<адрес>) являющихся долевыми собственниками, оформлены на одном бюллетене для голосования
Таким образом, решение общего собрания принято с нарушениями норм действующего законодательства, поскольку при принятии решения отсутствовал кворум.
При этом суд полагает необходимым отметить, что вопреки положениям ч. 4 ст. 45 ЖК РФ инициатор собрания не известил надлежащим образом собственников помещений многоквартирного дома о проведении общего собрания.
Из представленных стороной ответчика фотографий о вывешивании объявления о проведении собрания невозможно определить, когда и в каких местах были вывешены объявления, информация по собранию неполная, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что объявление было размещено не позднее, чем за десять дней до даты его проведения, не представлено.
Таким образом, указанное выше также является существенным нарушением при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 ЖК РФ, решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о доведении до собственников помещений многоквартирного дома результатов голосования.
Кроме того, подлинник протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 26.05.2022 и решения собственников по вопросам повестки дня (бланки для голосования, реестр проголосовавших), сообщение о проведении общего собрания собственников помещений, документ, подтверждающий направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственниками помещений, список присутствующих на собрании, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений которого провели общее собрание, не направлялся.
В соответствии со ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.
Статьей 181.5 ГК РФ предусмотрены основания для признания ничтожным решения собрания.
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Положениями ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 181.3, ст. 181.5 ГК РФ решение собрания, нарушающее требования Гражданского кодекса Российской Федерации или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно (п. 107 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Правоотношения по поводу содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства.
Часть 1 ст. 36 ЖК РФ содержит перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает право общей долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме на общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).
Статьями 39, 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 29 Правил № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходов на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со 157.2 ЖК РФ.
Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил № 491).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть произвольным, при его принятии должны учитываться предложения управляющей организации, содержащие экономическое обоснование, и установленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать безопасное и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации, действуя в целях реализации полномочий, предоставленных ему ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило своим постановлением от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд полагает, что собственниками МКД, расположенного по адресу: <адрес>, не утвержден и не указан конкретный перечень работ, которые управляющая компания должна выполнить в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и периодичность этих работ, исходя из стоимости 11 руб.
Доказательств того, что установление платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 11 руб. позволит осуществлять обслуживание многоквартирного дома, ответчик не представил.
Ответчиком Ашихминой О.В. были предоставлены суду: расчет тарифа на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, акт № 7 приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД от 31.07.2022, примеры расчета тарифа, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД 2020 (л.д. 140-144 т. 1, л.д. 200-204 т. 2).
При этом, сторона ответчика пояснила, что расчет ими был сделан исходя из анализа расчета стоимости работ и услуг, выполненного управляющей компанией ранее, рассчитывался примерно, однако стоимость работ рассчитанной управляющей компанией они считают завышенной, в связи с чем, стоимость получилась ниже, чем та, которую ранее рассчитывала управляющая компания. Полагают, что расчет обоснован.
Однако с данными доводами ответчика суд согласиться не может, расшифровка – обоснование, утвержденного собственниками с 01.06.2022 размера платы за содержание и текущий ремонт жилья в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в размере 11 руб. за 1 кв.м. в месяц, в материалах, приложенных к протоколу собрания не имеется, указанный расчет не был предоставлен организаторами собрания ни в управляющую компанию, ни в Управление по надзору Удмуртской Республики.
Доказательств того, что расчет собственниками произведен с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в материалы дела не представлено, указанное также подтверждается и текстом самого протокола от 26.05.2022.
К протоколу от 26.05.2022 не приложен расчет размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, принятый собственниками помещений в МКД, не приложен перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Соответственно, на основании вышеизложенного, суд не принимает представленные стороной ответчика: расчет тарифа на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, акт № 7 приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД от 31.07.2022, примеры расчета тарифа, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД 2020 (л.д. 140-144 т. 1, л.д. 200-204 т. 2), в качестве допустимого доказательства по делу.
Таким образом, не установление перечня работ и услуг, и не принятия в полном объеме обоснованного размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, не соответствует действующему законодательству, а произвольное уменьшение размера платы приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.
Поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом без номера от 26.05.2022, в части оспариваемого пункта не соответствует требованиям закона, суд полагает, что решение собственников помещений в МКД в этой части недействительно в соответствии с п. 1 ст. 181.4 ГК РФ.
Ссылки стороны ответчика на то, что управляющая компания не оказывает в полной мере собственникам все необходимые услуги по содержанию общего имущества, не могут быть признаны состоятельными, поскольку законодательством предусмотрены иные способы защиты нарушенного права.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в силу п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, порядок определения цены договора управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы относятся к существенным условиям договора управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно требований ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Договором на управление МКД, заключенным на основании протокола общего собрания собственников от 10.09.2018, определен порядок изменения цены договора: изменения условий договора допускаются путем заключения дополнительного соглашения к договору или путем изложения его в новой редакции (п. 7.2) (л.д. 14-15 т. 1).
Таким образом, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме по вопросу изменения условий заключенного договора к ООО УК «АБК» не обращались, размер платы, установленный договором на управление МКД, изменен общим собранием собственников 26.05.2022 неправомерно.
Более того, суд отмечает, что общее собрание от 15.11.2022 не подтвердило принятое ранее решение общего собрания по вопросу № 6, оформленного оспариваемым протоколом от 26.05.2022, размер платы (тариф) установлен в 21 руб. за содержание и ремонт общего имущества МКД (вопрос № 7).
С учетом вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает необходимым признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленное протоколом общего собрания № 01/22 от 26.05.2022, об утверждении с 01.06.2022 ежемесячного размера оплаты (тариф) 11 руб. с 1 кв. м. жилого помещения за содержание общего имущества в МКД, а также оказания и выполнения услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Сторона истца просила исключить из доказательств по делу представленный стороной ответчика расчет тарифа на выполнение обязательных работ услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с тем, что не является доказательством расчета финансовых потребностей для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, установленного в приложении 2 договора управления и постановления Правительства РФ от 06.04.2013 № 290 (л.д. 145-146 т. 1).
Рассматривая заявленное ходатайство, суд пришел к выводу о том, что оно не может быть удовлетворено и принято во внимание, так как ничем объективно не подтверждено. Само по себе несогласие лица, участвующего в деле, с тем или иным доказательством и заявление о подложности не свидетельствуют о том, что это доказательство подложно и в силу ст. ст. 79, 186 ГПК РФ не является безусловным основанием для назначения по делу судебной экспертизы на предмет подложности доказательства.
Право суда на проверку заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при поступлении такого заявления суд оценивает его в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела, исходя из возложенной на него обязанности по вынесению законного и обоснованного решения.
Стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств подложности представленных ответчиком доказательств. Следовательно, само по себе заявление стороны о подложности (фальсификации, недопустимости) документов в силу ст. 186 ГПК РФ не влечет автоматического исключения такого доказательства из числа собранных по делу доказательств, в связи с тем, что именно на сторонах лежит обязанность доказать наличие фиктивности конкретного доказательства.
Доводы стороны ответчика, о неисполнении управляющей компанией лицензионных требований в части ведения реестра не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Платежным поручением № 903 от 14.07.2022 истцом была оплачена государственная пошлина в установленном законом порядке в размере 6 000 руб.
Таким образом, истцом понесены судебные расходы на оплату государственной пошлины 6 000 руб., в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АБК» к Ашихминой Ольге Васильевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом общего собрания от 26.05.2022 удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленное протоколом общего собрания № 01/22 от 26.05.2022, об утверждении с 01.06.2022 ежемесячного размера оплаты (тариф) 11 руб. с 1 кв. м. жилого помещения за содержание общего имущества в МКД, а также оказания и выполнения услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Взыскать с Ашихминой Ольги Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АБК» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме принято 05 декабря 2022 года.
Судья А.А. Уракова