Дело № 2-1284/2024
УИД 91RS0024-01-2023-004073-62
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 января 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Росгвардии по Республики Крым и г. Севастополю к Миюц Людмиле Ивановне о прекращении права собственности, уничтожении оружия,
у с т а н о в и л:
Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю обратилось в суд с иском к наследникам <данные изъяты> о прекращении права собственности на огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие №<номер> и патроны 12 калибра в количестве 21 штук, разрешении уничтожить их на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Исковые требования мотивированы тем, что на складе Министерства внутренних дел по Республике Крым находится вышеуказанное огнестрельное оружие, изъятое у Миюц И.А. в связи со смертью <данные изъяты> С.И., которое состояло на учёте в Управлении Министерства внутренних дел России по г. Ялте с <дата> до <дата> и помещено на временное хранение в комнату хранения оружия на склад Министерства внутренних дел по Республике Крым до наследования. Родственниками умершего владельца оружия, а также иными возможными наследниками по настоящее время не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения (ношения) оружия либо отчуждение оружия в установленном законом порядке.
В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке заочного производства отсутствие представителя истца Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю, ответчика Миюц Л.И., надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<дата> <данные изъяты> в отделе лицензионно-разрешительной работе (по г. Ялте и г. Алуште) Управления Росгвардии по Республике Крым выдано разрешение серии №<номер> на хранение по месту жительства по адресу: <адрес>, и ношение до <дата> гладкоствольного охотничьего ружья №<номер>.
<дата> <данные изъяты> умер, в связи с чем <дата> у Миюц И.А. на основании статьи 27 Федерального закона от <дата> № 150-ФЗ «Об оружии» изъято вышеуказанное огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие и 21 патрона к нему с помещением в комнату хранения оружия дежурной части Управления Министерства внутренних дел России по г. Ялте, что подтверждается протоколом изъятия огнестрельного оружия от 31 января 2018 г., рапортом сотрудника полиции от <дата>, а также квитанцией от <дата> №<номер>.
По сведениям нотариуса Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым <данные изъяты> от <дата> наследником умершего <данные изъяты>. является Миюц Л.И., наследственное право не оформлялось, свидетельство о праве на наследство на наследуемое имущество не выдавалось.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ) оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона № 150-ФЗ торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Часть 4 статьи 20 Федерального закона № 150-ФЗ предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Согласно пунктам 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять приём, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно пункту 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьёй 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании пункта 3 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, а именно, что наследник меры к оформлению права на владение оружием не предпринимал, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о прекращении права собственности на названные выше предметы.
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13, 18 Федерального закона № 150-ФЗ гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> (далее - Правила).
Кроме того, пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определённые Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещённые к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку истцом в нарушение приведённых положений п. 82, 83 Правил не представлено суду доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещённым к обороту на территории Российской Федерации, то оснований для удовлетворения требований иска об уничтожении оружия иска не имеется.
Судом также учитывается, что требований, разрешающих вопрос о реализации и выплате ответчикам компенсации стоимости реализуемого имущества за вычетом затрат на его отчуждение, истцом предъявлено не было, что нарушает права наследников, поскольку требования об изъятии наследственного имущества (оружия) и его уничтожение без выплаты компенсации стоимости оружия не соответствуют выше указанным положениям статей 238, 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Главного управления Росгвардии по Республики Крым и г. Севастополю к Миюц Людмиле Ивановне о прекращении права собственности, уничтожении оружия удовлетворить частично.
Прекратить право собственности <данные изъяты> на огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие №<номер> и патроны 12 калибра в количестве 21 штук.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в Ялтинский городской суд Республики Крым заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, а также подать в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Истцом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Корпачева