дело № ххх
67RS0№ ххх-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 ноября 2022 года
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павловой О.О., с участием старшего помощника Сафоновского межрайонного прокурора Можаевой В.А., при секретаре Панковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к А. Р. сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Сафоновского межрайонного прокурора <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к А. Р. сельского поселения <адрес>, в обоснование которого указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановлением Главы муниципального образования Р. сельского поселения <адрес> от дд.мм.гггг № ххх утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории сельского поселения, в который включена автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по <адрес> д. <адрес>, протяженностью 4,0 км, с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,9 км., с грунтовым покрытием протяженностью 3,1 км. В настоящее время технический паспорт на вышеуказанную автомобильную дорогу отсутствует, мероприятия по паспортизации указанной автомобильной дороги А. Р. сельского поселения <адрес> не проведены. В связи с тем, что неисполнение ответчиком обязанности по проведению мероприятий по паспортизации вышеуказанной дороги влечет отсутствие учета и контроля за состоянием дороги, что может повлечь ухудшение состояния дорожного полотна и, как следствие, привести к нарушению прав граждан на безопасность дорожного движения, заместитель прокурора просит суд обязать А. Р. сельского поселения <адрес> провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> д. <адрес>, протяженностью 4,0 км, с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,9 км., с грунтовым покрытием протяженностью 3,1 км, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора, участвующая в деле, исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – А. Р. сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Главой муниципального образования Р. сельского поселения <адрес> Никитиной Н.И. представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав мнение прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от дд.мм.гггг N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон N196-ФЗ).
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
При этом обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 5 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулируются Федеральным законом от дд.мм.гггг N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 257-ФЗ).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6).
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная А. (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7).
Согласно части 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу части 8 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 данного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно части 1 указанной нормы закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 1); утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).
В соответствии с частью 2 этой же нормы полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Областным законом от дд.мм.гггг N 141-з «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения» (принят <адрес> Думой дд.мм.гггг) за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от дд.мм.гггг N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от дд.мм.гггг N 131-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от дд.мм.гггг N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения (автодороги местного значения), за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу прямого указания закона являются собственностью такого поселения, А. которого обязана обеспечивать их содержание, в том числе, и их паспортизацию, включенную в комплекс работ по содержанию автомобильных дорог.
Подпунктом 2 части 2 статьи 7 Устава Р. сельского поселения <адрес> определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К компетенции А. сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 17 части 8 статьи 32 Устава).
Постановлением Главы муниципального образования Р. сельского поселения <адрес> от дд.мм.гггг № ххх утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Р. сельского поселения <адрес>, в который включена автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по <адрес> д. <адрес>, протяженностью 4,0 км, с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,9 км., с грунтовым покрытием протяженностью 3,1 км.
Из сообщения Главы муниципального образования Р. сельского поселения <адрес> от дд.мм.гггг № ххх следует, что паспортизация указанной дороги не проведена.
Данное обстоятельство представителем ответчика не оспорено, доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования заместителя Сафоновского межрайонного прокурора о возложении на А. Р. сельского поселения <адрес> обязанности провести паспортизацию вышеназванной автомобильной дороги общего пользования местного значения, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Учитывая необходимость установления реальных сроков для исполнения судебного постановления, суд полагает необходимым предоставить шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к А. Р. сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать А. Р. сельского поселения <адрес> (ИНН 6726010673, ОГРН 1056721974484) провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> д. <адрес>, протяженностью 4,0 км, с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,9 км., с грунтовым покрытием протяженностью 3,1 км, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.О. Павлова
(мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг)