РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Терентьевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-463/2019 по административному исковому заявлению ПАО «АВТОВАЗ» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «АВТОВАЗ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости, просило суд установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания – административно-бытовой корпус № 2 с кадастровым номером №, общей площадью 21897,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 213666849 рублей 64 копейки,
- нежилого здания – административное здание комбината общественного питания с кадастровым номером №, общей площадью 3940,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 50514266 рублей 47 копеек,
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное управление (3.8), общей площадью 172052 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 02.07.2018 года в размере 107527338 рублей 44 копейки,
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации детского сада № 202, общей площадью 10760 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 37561546 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и земельного участка с кадастровым номером №, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость земельных участков и нежилых зданий по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога, налога на имущество физических лиц и арендных платежей.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчеты об оценке, выполненные ООО «Многопрофильный деловой центр» от 29.10.2018 года №, от 02.11.2018 года №, от 29.10.2018 года №, от 08.11.2018 года №, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 213666849 рублей 64 копейки, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 50514266 рублей 47 копеек, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 02.07.2018 года составляет 107527338 рублей 44 копейки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года составляет 37561546 рублей.
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок.
Представитель административного истца по доверенности от 03.09.2018 года № 2/1-18 Крушинин И.С. в судебном заседании уточнил заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков и объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы, а именно просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года в размере 237457961 рубль, нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года в размере 55063177 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 02.07.2018 года в размере 352950051 рубль, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года в размере 39304791 рубль.
Представитель Администрации г.о.Тольятти Самарской области по доверенности от 01.04.2019 года № 2790/1 Арзуманян А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал, что в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, возражает против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть дело без его участия.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что нежилое здание – административно-бытовой корпус № 2 с кадастровым номером №, общей площадью 21897,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит ПАО «АВТОВАЗ», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.10.2018 г.
Нежилое здание – административное здание комбината общественного питания с кадастровым номером №, общей площадью 3940,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлжеит ПАО «АВТОВАЗ», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.10.201 8г.
Земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное управление (3.8), общей площадью 172052 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит ПАО «АВТОВАЗ», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.10.2018 г.
ПАО «АВТОВАЗ» на основании договора аренды земельного участка от 09.08.2010 года № 2254 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации детского сада № 202, общей площадью 10760 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.10.2018 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 02.07.2018 года и составляет 786066016 рублей 04 копейки, стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 68970846 рублей 80 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.10.2018 года, от 11.10.2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 539909851 рубль 61 копейка, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 105636301 рубль 24 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.10.2018 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника и арендатора земельных участков от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога и размера арендных платежей.
Установление кадастровой стоимости нежилых зданий размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Административный истец воспользовался предоставленным ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 07.12.2018 года обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области не приняла к рассмотрению заявления ПАО «АВТОВАЗ» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, в связи с истечением срока подачи заявления.
Решением Комиссии от 24.12.2018 года № 18/21с-10 заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № отклонено, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленной федеральными стандартами оценки.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорного земельного участка с кадастровым номером № и спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №.
Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке выполненные ООО «Многопрофильный деловой центр» от 29.10.2018 года №, от 02.11.2018 года №, от 29.10.2018 года №, от 08.11.2018 года №, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 213666849 рублей 64 копейки, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 50514266 рублей 47 копеек, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 02.07.2018 года составляет 107527338 рублей 44 копейки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года составляет 37561546 рублей.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о.Тольятти Самарской области была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости.
Из заключения эксперта ООО «Бюро оценочных технологий» от 25.03.2019 года № следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 02.07.2018 года составляет 352950051 рубль, итоговая величина стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года составляет 39304791 рубль, итоговая величина нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 237457961 рубль, итоговая величина нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 55063177 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации.
При оценке объектов недвижимости и земельных участков, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости, описание их качественных и количественных характеристик, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований подвергать сомнению выводы эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, не заинтересован в исходе дела.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Отчетами об оценке ООО «Многопрофильный деловой центр» не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Возражений относительно выводов судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Кроме того, представитель административного истца уточнил заявленные требования в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28 декабря 2018 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 07 декабря 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ПАО «АВТОВАЗ» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – административно-бытовой корпус № 2 с кадастровым номером №, общей площадью 21897,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 237457961 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – административное здание комбината общественного питания с кадастровым номером №, общей площадью 3940,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 55063177 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное управление (3.8), общей площадью 172052 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 02.07.2018 года в размере 352950051 рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации детского сада № 202, общей площадью 10760 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 39304791 рубль.
Датой подачи ПАО «АВТОВАЗ» административного иска в суд считать 28 декабря 2018 года, датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 07 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Председательствующий М.А.Панкова