Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2251/2023 ~ М-1494/2023 от 10.05.2023

Дело № 2-2251/2023

УИД 21RS0023-01-2023-002165-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2023 года                                                                                        г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Краснове Д.В.,

с участием истца Кольцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кольцовой ФИО10 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированных жилых помещений,

установил:

Кольцова ФИО11 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 апреля 2015 года ----- Кольцова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При достижении восемнадцатилетнего возраста жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений не предоставлено, что послужило основанием для обращения в суд за защитой своих прав. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст.ст. 50, 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2, просит возложить на администрацию г. Чебоксары вышеуказанную обязанность.

Истец Кольцова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что ее мать ------ Л.В. умерла в 2014 году, данные об отце внесены в справку о рождении истца и в свидетельство о рождении истца – со слов матери, он участия в жизни истца не принимал. После смерти матери опекунство было оформлено Андреевой С.В., которая приходится истцу родной сестрой. В собственности истца зарегистрировано два жилых помещение, в обоих жилых помещениях в установленном порядке признана невозможность проживания ФИО1: в комнате площадью 13,7 кв.м. по адресу: адрес, помимо истца, зарегистрировано еще 3 человека (сестра ФИО9 и двое ее детей), тем самым на одного человека приходится менее учетной нормы, а дом, находящийся по адресу: адрес, подлежит сносу в связи с физическим износом 70%. С сентября 2018 года по июля 2023 года в связи с обучением на дневном отделении факультета биотехнологии и агрономии Чувашского государственного аграрного университета истец Кольцова В.А. проживала в предоставленной ей комнате в общежитии. В связи с окончанием университета выехала на временное проживание в комнату -----. Собственник этой комнаты членом ее семьи не является. В собственности истца зарегистрированы 3/10 доли на объект недвижимости – жилое помещение площадью 13,7 кв.м., однако данное помещение она использовать для своего проживания не может, так как в этой квартире проживает семья ее сестры (сама сестра и ее двое детей). Она (Кольцова В.А.) не желает воспользоваться правом на получение сертификата, так как у нее отсутствует работа и доход, позволяющий оплатить разницу в стоимости жилого помещения. Просит возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Ответчик администрация г. Чебоксары, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя не обеспечила, заявлений и ходатайств не представила.

Третьи лица ФИО9, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, администрация Ленинского района г. Чебоксары Чувашской республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явились, участие представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены. ФИО9 и представителем администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской республики представлены заявления о рассмотрении дела без их участия.

    На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.

    Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что Кольцова В.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Как следует из материалов дела, истец Кольцова ФИО12 родилась дата, ее матерью является Кольцова ФИО13, отцом указан ФИО4 (данные об отце указаны матерью), что следует из копии свидетельства о рождении I-РЛ -----, выданного дата, и справки о рождении № А-04540 от дата.

ФИО3 (мать истца) умерла дата (свидетельство о смерти I-РЛ ----- выдано дата).

Постановлением главы администрации адрес ФИО2 Республики от дата ----- Кольцова В.А. признана оставшейся без попечения родителей, ее попечителем на безвозмездной основе назначена ФИО9 (родная сестра).

По состоянию на дату рассмотрения дела согласно выписке их Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 является собственником долей (по 1/2) в праве общей долевой собственности на два земельных участка площадью 1600 кв.м. и 3400 кв.м., а также собственником долей в праве общей долевой собственности на два жилых помещения: 1) 3/10 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 13,7 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2 республика, адрес; основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от дата, договор передачи от дата; 2) 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое здание площадью 45,5 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2 адрес основание государственной регистрации: свидетельство о праве на наследство по закону от дата.

В учетном деле ФИО1, представленном администрацией адрес ФИО2 Республики, содержатся материалы, послужившие основанием для принятия ее на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений.

Утвержденным главой администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики дата актом об установлении факта возможности (невозможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются, комиссией, назначенной постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата -----, признано невозможным проживание Кольцовой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: г. адрес, собственником которого она является, так как это противоречит интересам Кольцовой В.А.: общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учетной нормы общей площади жилого помещения, в т.ч. если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Кольцова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

После включения в указанный список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений, администрацией адрес ФИО2 Республики проверялась нуждаемость ФИО1 в жилом помещении в связи с зарегистрированным за ней правом собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение – жилое здание с кадастровым номером -----, расположенное по адресу: адрес.

Утвержденным главой администрации Чебоксарского района Чувашской Республики дата актом об установлении факта возможности (невозможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются, комиссией, назначенной постановлением главы администрации адрес ФИО2 Республики от дата -----, признано невозможным проживание ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес которого она является, так как это противоречит интересам ФИО1: на основании межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от дата ----- жилой бревенчатый адрес, расположенный по адрес в части литера А по техническому паспорту, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригоден для постоянного проживания, подлежит сносу с связи с физическим износом 70%.

Таким образом, находящееся в собственности Кольцовой В.А. здание (1/2 доля), с назначением: жилое, не пригодно для постоянного проживания.

Из учетного дела следует, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений либо по договору социального найма ФИО1 не предоставлено.

дата ФИО1 состоит на регистрационном учете по адресу: адрес.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, жилое помещение – комната площадью 13,7 кв.м., расположенная по адресу: адрес, комната в адрес, с дата находится в общей долевой собственности, собственниками долей являются: ФИО1 (истец) – 3/10 доли, ФИО9 (третье лицо, сестра истца, бывший опекун) – 3/10 доли, ФИО6 (племянница истца, дочь третьего лица ФИО9) – 1/5 доля, ФИО6 (племянник истца, сын третьего лица ФИО9).

Согласно выписке из лицевого счета, составленной управляющей организацией ООО «Инженер Сервис» следует, что по состоянию на дата в жилом помещении –комнате 3 площадью 22, 5 кв.м., жилой площадь. 13,7 кв.м. в адрес четыре человека: с дата ФИО1 (истец) и ФИО9, с дата ФИО6, с дата ФИО6

Постановлением главы администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с дата по адрес ФИО2 Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Оценивая проживание истца ФИО1 в обозначенном жилом помещении, судом отмечается, что в настоящее время на долю истца (3/10) приходится 4,11 кв.м., что составляет менее учетной нормы.

За истцом ФИО1 зарегистрировано право собственности на 1/2 долю на здание площадью 45,5 кв.м. (соответственно, на долю истца приходится 22,75 кв.м.), назначение: жилое, находящееся по адресу: ФИО2 Республика, адрес, д. Хора-Сирма, адрес.

Согласно акту обследования жилого двухэтажного дома, составленному дата межведомственной комиссией. назначенной постановлением главы администрации Ишакского сельского поселения адрес от дата -----, по результатам обследования помещения: адрес, расположенный по адрес в части литера А по техническому паспорту, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригоден для постоянного проживания.

Заключением о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от дата, принятым межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Ишакского сельского поселения адрес от дата -----, жилой бревенчатый адрес, расположенный по адрес ФИО2 Республики в части литера А по тех. паспорту, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригоден для постоянного проживания, подлежит сносу в связи с фактическим износом 70%.

дата установлен факт невозможности проживания ФИО1 в адрес в д. Хора-адрес ФИО2 Республики.

адрес ФИО2 Республики в адрес суда сообщила, что ФИО1 с заявлением о предоставлении ей жилого помещения для проживания взамен непригодного для проживания жилого дома по адресуадрес обращалась.

Как пояснила Кольцова В.А. в судебном заседании, в настоящее время она временно, без регистрации, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес Собственник данного жилого помещения близким родственником истцу не приходится.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от дата собственником жилого помещения площадью 13,4 кв.м., расположенного по адресу: адрес с дата на основании договора купли-продажи от дата является ФИО7; зарегистрированы ограничения прав и обременение объекта недвижимости: потека в силу закона в пользу ПАО Сбербанк.

В выписке из лицевого счета, составленной дата управляющей организацией ООО «ЮИТ», зарегистрированные в данной комнате граждане не указаны.

Из представленных документов следует, что правами ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: адрес не обременено, самостоятельным право пользования, не зависящим от собственника, ФИО1 не обладает.

Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что истец Кольцова В.А. на законных основаниях включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, после включения в этот список она приобрела право собственности на жилое помещение, не отвечающее ее интересам, тем самым право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ней до фактического обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда г. Чебоксары по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Чувашской Республики от 6 февраля 2009 года № 5 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.

В соответствии с п.10 и п. 10.1 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению в соответствии со статьей 23.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигшим возраста 23 лет. Порядок предоставления указанным лицам социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики. (п. 10.1 введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37)

Частью 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 9 ст. 23.1 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, соответствующие требованиям, указанным в ч. 1 ст. 23.4 настоящего Закона, имеют право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее также – социальная выплата) (абзац введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37).

Согласно ч. 12 ст. 23.1 данного Закона полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. (в ред. Закона Чувашской Республики от 24 декабря 2021 № 104)

Статьей 23.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37) предусмотрено предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения лицам, включенным в список. В редакции Закона Чувашской Республики от 7 июля 2023 года № 45 право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее также - приобретение в собственность жилого помещения), при одновременном соблюдении определенных условий имеет лицо, достигшее возраста 21 года, которое включено в список. Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы приведенных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

На основании заключенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией города Чебоксары соглашений бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлены субвенции.

Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 20-КГПР15-11, указывающем, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года.

На дату рассмотрения искового заявления истец Кольцова В.А. достигла восемнадцатилетнего возраста, при достижении которого она должна быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда на условиях найма специализированных жилых помещений, при этом право пользования комнатой в общежитии по месту обучения прекращено в июле 2023 года в связи с окончанием обучения. Истец, достигшая 21-летнего возраста, не желает реализовать свое право на жилое помещение путем получения социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, поскольку денежных средств для оплаты остальной стоимости жилого помещения у нее нет, в настоящее время она не работает.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и на администрацию г. Чебоксары возлагается обязанность предоставить Кольцовой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

При этом суд не находит оснований для указания конкретных характеристик жилого помещения, поскольку такие требования в рассматриваемом случае предусмотрены законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенных судом исковых требований.

При обращении с исковым заявлением Кольцовой В.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается квитанцией от дата (время: 13:24:22).

Учитывая удовлетворение судом исковых требований, в пользу истца в счет возмещения судебных расходов, понесенных при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Кольцовой ФИО14 (паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.

Возложить на администрацию адрес ФИО2 Республики (ОГРН -----, ИНН -----) обязанность предоставить Кольцовой ФИО15, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Взыскать с администрации адрес ФИО2 Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в пользу Кольцовой ФИО16, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий судья                                             Е.Н. Волкова

    Мотивированное решение составлено дата.

2-2251/2023 ~ М-1494/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кольцова Валерия Анатольевна
Ответчики
Администрация города Чебоксары
Другие
Андреева Светлана Витальевна
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
администрация Ленинского района г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
07.11.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.07.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее