Дело № 2-507/2024
74RS0005-01-2023-006947-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 15 февраля 2024 года
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Коневой А.В.,
при секретаре Язовских В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Манчеровского Евгения Николаевича к Администрации города Челябинска о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
истец Манчеровский Е.Н. обратился с иском к Администрации города Челябинска о восстановлении срока для принятия наследства после смерти брата МОН
Исковые требования мотивированы тем, что 20 июля 2019 года умер брат истца М. О.Н. Истец являетесь единственным близким родственником умершего, иных наследников нет. Его брат не был женат, семьи и детей не имел, родители умерли. В период с 16 мая 2019 года по 14 июля 2023 года истец отбывал наказание в ФКУ ИК -18 ГУФСИН России по Челябинской области. После освобождения истец обратился к нотариусу Савельевой О.В., но поскольку на момент обращения к нотариусу истек шестимесячный срок для подачи заявления о принятии наследства, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Находясь в местах лишения свободы, истец не имел возможности обратиться с заявлением о принятии наследства после смерти брата, в связи с чем просит восстановить срок для принятия наследства после смерти МОН
Судебное заседание в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие истца Манчеровского Е.Н., представителя ответчика Администрации города Челябинска, нотариуса Савельевой О.В., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрении дела не просивших.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
На основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
На основании статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права и разъяснений по их применению следует, что основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 20 июля 2019 года умер М. О.Н., что подтверждается свидетельством о смерти от 26 июля 2019 года (л.д. 10).
М. О.Н. родился 14 октября 1972 года, в свидетельстве о рождении отцом указан МНИ, матерью указана МГИ (IV-ИВ № от хх.хх.хх).
В свидетельстве о рождении истца отцом указан МНИ, матерью указанаМГИ (IV-ИВ № от хх.хх.хх).
МГИ умерла 23 июля 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти от23 июля 2002 года (л.д. 12).
МНИ умер 15 ноября 2015 года, что подтверждается свидетельством о смерти от 20 ноября 2015 года (л.д. 11).
Из ответа ЗАГС Администрации города Челябинска следует, что записей о рождении детей, о заключении брака в отношении МОН не имеется.
26 сентября 2023 года Манчеровским Е.Н. подано нотариусу заявление о принятии наследства после смерти МОН, умершего 20 июля 2019 года, приходившегося братом наследодателю.
26 сентября 2023 года нотариусом Савельевой О.В. была выдана справка об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти МОН, умершего 20 июля 2019 года, в связи с пропуском установленного законом срока для принятия наследства (л.д. 5).
Как указано судом выше, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть, в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с пунктом 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
При таких обстоятельствах, установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для принятия истцом наследства после смерти своего брата истекал 20 января 2020 года.
Обращаясь с вышеуказанными требованиями о восстановлении срока для принятия наследства, истец указывает, что в установленный шестимесячный срок не принял наследство, так как с 16 мая 2019 года по 14 июля 2023 года отбывал наказание в ФКУ ИК -18 ГУФСИН России по Челябинской области, находясь в местах лишения свободы не имел возможности подать заявление о принятии наследства.
Как следует из справки № 073854 от 14 июля 2023 года, Манчеровский Е.Н. находился в местах лишения свободы с 26 мая 2019 года по 14 июля 2023 года, отбывал наказание по приговору Металлургического районного суда г. Челябинска от 09 октября 2019 года (л.д.6).
По смыслу действующего законодательства, срок для принятия наследства может быть восстановлен наследнику лишь в том случае, если наследник не знал о смерти наследодателя либо, хотя и знал об этом, но не мог в установленном порядке выразить свою волю в силу обстоятельств, объективно препятствовавших своевременно обратиться с заявлением о принятии наследства либо фактически принять наследство.
Учитывая, что нахождение истца в местах лишения свободы является объективной причиной, препятствовавшие истцу своевременно принять меры для принятия наследства с учетом наличия у истца ограничений, связанных с пребыванием в исправительном учреждении, суд приходит к выводу, что пропуск срок для принятия наследства после смерти МОН, умершего 20 июля 2019 года, является уважительной, а сам срок подлежащим восстановлению.
Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Манчеровского Евгения Николаевича о восстановлении срока для принятия наследства, - удовлетворить.
Восстановить Манчеровскому Евгению Николаевичу (...) срок для принятия наследства, открывшегося после смерти его брата МОН, умершего 20 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий А.В. Конева
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.