<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заозерный 25 апреля 2024 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – федерального судьи Лебедко К.В.,
с участием:
истца Долгих С.Д.,
представителя ответчика администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края Макарова Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юленковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгих Светланы Дмитриевны к администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Долгих С.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности.
Требования мотивировала тем, что истец является многодетной матерью, с детьми проживает в доме, распложенном по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, <адрес> Её семья нуждается в холодном водоснабжении, ближайшая колонка холодного водоснабжения находится на расстоянии более 500 метров, возможности подвоза воды нет. Истец обращалась в администрацию г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края по вопросу установки колонки холодного водоснабжения по адресу её места жительства, однако ей сообщили, что денежных средств в бюджете нет, предложили подвоз воды за счёт истца. Она также обращалась в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, на что ей был дан ответ, что администрация должна подать заявку на участие в конкурсном отборе на финансирование расходов по разработке проектной документации.
В связи с этим просит обязать администрацию г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края установить колонку холодного водоснабжения по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, <адрес> для потребления питьевой воды.
Истец Долгих С.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что на присоединение к централизованной системе водоснабжения у нее нет денежных средств, как и на подвоз воды за свой счёт.
Представитель ответчика администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края Макаров Г.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г. сроком до ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании заявленные требования признал частично, просил суд принять решение с учетом Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО УК «Заозерновский водоканал» в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, о причинах не яви не уведомил. Ранее пояснил, что в тарифах на холодную воду, не внесены средства, чтобы произвести присоединение дома истца к централизованному водопроводу. Долгих С.Д. выданы технические условия для присоединении к централизованному водоснабжению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится, кроме прочего, организация в границах поселения, водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В Уставе г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края в статье 7 одним из вопросов местного значения значится: организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.1.4.).
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Согласно положениям части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В пункте 2 статьи 2 названного Федерального закона содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Из приведенных выше норм права, в том числе части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", не следует, что организация централизованной системы водоснабжения и водоотведения в городских округов является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.
Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях городских округов возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения городских округов (статья 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (статья 40).
При этом действующее законодательство допускает, что на территориях различных муниципальных образований система централизованного водоснабжения и водоотведения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что потребителю предоставляется коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным и Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что жилой дом и земельный участок по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) <данные изъяты> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ года утверждена схема водоснабжения и водоотведения города Заозерного Рыбинского района на период 2013-2023 годов. <данные изъяты>
Постановлением администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ года определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения на территории муниципального образования город Заозерный Рыбинского района Красноярского края Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заозерновский водоканал» (<данные изъяты>
Из сообщения администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края следует, что Долгих С.Д. проживает в частном доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес> В указанном доме отсутствует присоединение к центральной системе холодного водоснабжения. От дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес> находятся 2 ближайшие водопроводные колонки. Водоразборная колонка в районе дома № <адрес> находится на расстоянии более 600 метров, водоразборная колонка по <адрес> находится на расстоянии более 800 метров. <данные изъяты>
Согласно сведениям ООО УК «Заозерновский Водоканал» жилой дом по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес> не подключен к централизованной системе холодного водоснабжения. Централизованные сети ХВС находящиеся на обслуживании в ООО УК «ЗВК» по <адрес>, отсутствуют. Ближайший водопроводный колодец, водоразборная колонка, расположенная на централизованных сетях ХВС находится на <адрес>
В материалы дела представлены сведения о возможности и условиях подключения к централизованным сетям водоснабжения принадлежащим ООО УК «ЗВК», проложенным по <адрес>. Сведения о возможности и условиях подключения, соответствуют выданным на сегодняшний день.
Так, на основании заявления Долгих С.Д. ООО Управляющая компания «Заозерновский водоканал» разработаны технические условия о присоединении жилого дома по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес> 4 к точке присоединения – водопроводному колодцу ВК-1 на существующих централизованных сетях d-160 мм ООО УК «Заозерновский Водоканал», проложенных по адресу: <адрес>
В материалы дела представлен акт раздела балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности между ООО УК «ХВК» и Долгих С.Д. (Красноярский край, г. Заозерный<адрес>), а также принципиальная схема балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией ООО УК «Заозерновский Водоканал» и абонентом Долгих С.Д. <адрес>
Актом проведена проверка выполнения абонентом Долгих С.Д. технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к инженерным (водопроводным) сетям жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес>
На улице <адрес> расположены два жилых дома частного сектора, централизованное и нецентрализованное водоснабжение на территории данной улицы не организовано, ближайшая водоразборная колонка находится на расстоянии более 600 метров, что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 11.19 Свода правил СП 31.13330.2021 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84", утвержденных приказом Приказ Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.
Учитывая, что расстояние от водозаборной колонки до дома по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, <адрес>, составляет более 600 метров, что не соответствует вышеуказанным требованиям, то суд приходит к выводу о нарушении прав граждан как потребителей.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о нарушении прав жителей по <адрес>, на обеспечение питьевой водой, в связи с чем в целях снабжения холодной питьевой водой, при отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, полагает возможным возложить обязанность на Администрацию г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края провести мероприятия по организации нецентрализованного водоснабжения по <адрес>
Вместе с тем, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен судом.
При таких обстоятельствах, исковые требования Долгих С.Д. к администрации г. Заозерного Рыбинского района о возложении обязанности следует признать обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в части проведения мероприятий по организации нецентрализованного водоснабжения по <адрес> в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в течение 6 месяцев со дня принятия решения, что прямо предусмотрено Федеральным Законом « О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 29.07.2013 N 644, ░░ ░░<░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>