РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при помощнике судьи Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-522/2020 по административному исковому заявлению Чернова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Чернов А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, просил с учетом уточнений:
- установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Жилой дом, общей площадью 312 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 5 310 020 рублей;
- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, наименование: Утепленная стоянка, общей площадью 2019,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 200 274 рубля;
- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, наименование: здание диспетчерской, общей площадью 104,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 296 929 рублей.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых зданий.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просит требования удовлетворить, восстановив срок для обращения с административным иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 03.09.2019 года № № Мамбетов М.Г. заявленные уточненные требования поддержал на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просил административный иск удовлетворить.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель филиала ФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых удовлетворение заявленных требований оставил ан усмотрение суда.
Представитель администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Администрация городского поселения Нефтегорский муниципального района Нефтегорский Самарской области представили письменные возражения, в которых просит в удовлетворении требовнаий административного истца отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости нежилого здания в существенном размере приведет к снижению поступлений в бюджет, а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Чернову А.А. на праве собственности принадлежат:
- здание с кадастровым номером №, наименование: Жилой дом, общей площадью 312 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 4 924 005 рублей 41 копейки;
- нежилое здание с кадастровым номером №, наименование: Утепленная стоянка, общей площадью 2019,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, наименование: здание диспетчерской, общей площадью 104,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 19.12.2014 года, от 09.07.2013 года, от 05.03.2005 года выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.09.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.09.2019 года, составляет:
- в отношении здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 8 369 877 рублей 36 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 7 686 289 рублей 69 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 398 570 рублей 91 копейка.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, являются плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 27.12.2019 года Чернов А.А. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Чернов А.А. в обоснование своих требований представил отчеты об оценке от 09.02.2019 года № № и от 09.12.2019 года № №, подготовленные ИП ФИО1
Из отчета от 09.02.2019 года № № усматривается, что объектами оценки являлись объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, итоговая величина рыночной стоимости которых составила без учета НДС:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 317 826 рублей 61 копейка;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 2 898 606 рублей 27 копеек.
Из отчета об оценке от 09.12.2019 года № № усматривается, что объектом оценки являлся жилой дом с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого составила без учета НДС 4 924 005 рублей 41 копейка.
В связи с тем, что указанными отчетами определение рыночной стоимости объектов недвижимости произведено с выделением в ее составе НДС, что противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности, административным истцом представлены в суд также отчеты об оценке от 10.02.2020 года № № и от 10.02.2020 года № №, подготовленные ИП ФИО1, в которых величина рыночной стоимости объектов недвижимости определена без выделения в ее составе НДС, и составила:
- в отношении здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 5 310 020 рублей;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 296 929 рублей;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года – 3 200 274 рубля.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке от 10.02.2020 года № № и от 10.02.2020 года № №, подготовленные ИП ФИО1, выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом от 10.02.2020 года № № и от 10.02.2020 года № №, подготовленные ИП ФИО1, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке от 10.02.2020 года № № и от 10.02.2020 года № №, подготовленные ИП ФИО1, в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и № по состоянию на дату их оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд - 27.12.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чернова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Жилой дом, общей площадью 312 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 5 310 020 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, наименование: Утепленная стоянка, общей площадью 2019,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 200 274 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, наименование: здание диспетчерской, общей площадью 104,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 296 929 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 27.12.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.03.2020 года.
Председательствующий Панкова М.А.