судья 1 инстанции: Атаманюк Г.С. Дело №12-495/2023
дело 1 инстанции: №5-349/2023
РЕШЕНИЕ
10 ноября 2023 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №2, с участием защитника Гафарова Тейфука Рефатовича его жалобу на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тошматова Атабека Юсупжоновича,
установил:
постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года Тошматов Атабек Юсупжонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, с помещением Тошматова А.Ю. в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением районного судьи, защитник Гафаров Т.Р. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просил изменить судебное постановление, заменив Тошматову А.Ю. административное выдворение за пределы Российской Федерации в виде принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации. Жалоба мотивирована тем, что у Тошматова А.Ю. имеется желание и возможность самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации, что не было учтено судом первой инстанции.
Защитник Гафаров Т.Р. в судебном заседании жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Тошматов А.Ю. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, помещён в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ходатайств об отложении дела слушанием от него не поступило, его явка в суд обязательной не признавалась.
Выслушав объяснения защитника Гафарова Т.Р., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ), иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 05 октября 2023 года в 13 часов 00 минут сотрудниками ОМВД России по Бахчисарайскому району в административном здании по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики Узбекистан - Тошматов Атабек Юсупжонович, нарушивший режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по состоянию на 09 августа 2023 года при наличии решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Событие административного правонарушения, обстоятельства его совершения и виновность Тошматова А.Ю. подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 05 октября 2023 года №861 (л.д. 1); фактически письменными объяснениями самого Тошматова А.Ю. от 05 октября 2023 года (л.д. 3); копией паспорта Тошматова А.Ю. - гражданина Республики Узбекистан (л.д. 4); копией решения №49 о неразрешении Тошматову А.Ю. въезда в Российскую Федерацию от 03 августа 2023 года (л.д. 6); копией акта приема-передачи иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии от 16 июля 2023 года (л.д. 7); копией расписки Тошматова А.Ю. от 07 июля 2023 года о разъяснении, что ему не разрешён въезд в Российскую Федерацию (л.д. 8); данными из АС ЦБДУИГ (л.д. 9), а также другими материалами дела, в том числе, копиями судебных постановлений по делам об административных правонарушениях от 23 марта и 22 июня 2023 года в отношении Тошматова А.Ю.
В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенным доказательствам в их совокупности судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности. Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения.
Нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, доказательства согласуются между собой и с установленными судьёй районного суда фактическими данными.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, составлен в присутствии Тошматова А.Ю. с разъяснением ему процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается соответствующими подписями Тошматова А.Ю. (л.д. 1). При составлении протокола об административном правонарушении Тошматову А.Ю. было предоставлено право давать объяснения, которое им было реализовано путём изложения пояснений на отдельном бланке (л.д. 3).
Кроме того, при производстве по делу в районном суде Тошматову А.Ю. предусмотренные законом права также были разъяснены, он давал объяснения в районном суде, обжаловал судебное постановление, имел возможность заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника и другими правами.
Таким образом, нарушений прав Тошматова А.Ю., гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, при производстве по делу не допущено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Тошматова А.Ю. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы судьи о виновности Тошматова А.Ю. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не усматривается. Доводы Тошматова А.Ю. о том, что он не знал о неразрешении въезда в Российскую Федерацию опровергаются материалами дела.
Постановление о привлечении Тошматова А.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
При этом, в части назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, суд считает необходимым обратить внимание на то, что статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Законность пребывания (проживания) мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Применение к Тошматову А.Ю. судом принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, исходя из обстоятельств совершённого правонарушения и при наличии сведений о применении к нему ранее принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, очевидно, является оправданным.
При таких обстоятельствах, правовые основания для отмены или изменения судебного постановления, вопреки доводам жалобы, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года по делу №5-349/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тошматова Атабека Юсупжоновича оставить без изменения, жалобу защитника Гафарова Тейфука Рефатовича – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>