Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1283/2019 ~ М-854/2019 от 31.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июля 2019 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1283/2019 по административному исковому заявлению Алексенко И.Е. об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка равной рыночной стоимости,

с участием представителя Алексенко И.Е. по доверенности Кокотеева П.А.,

у с т а н о в и л:

Алексенко И.Е. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 11 546 096,15 руб., земельного участка с кадастровым номером в размере 9 843 893,02 руб., нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , , , , , в суммарном размере 5 748 172,85 руб.

В обоснование заявленных требований Алексенко И.Е. указала, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая её права и обязанности как плательщика налога на имущество и плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кокотеев П.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области представил письменные пояснения.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Алексенко И.Е. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

нежилое здание с кадастровым номером площадью 1189,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,3 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,7 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 23,8 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,4 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,8 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,3 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,9 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,9 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,6 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 114,3 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

земельный участок с кадастровым номером площадью 19 643 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость нежилых зданий определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 24 июля 2013 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером – в размере 2 603 572,26 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 612 683,63 руб.; с кадастровым номером – в размере 542 126,16 руб.; с кадастровым номером - в размере 2 605 850,10 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 614 961,47 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 603 572,26 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 617 239,31 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 617 239,31 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 610 405, 79 руб.; с кадастровым номером – в размере 2 603 572,26 руб..

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 11 ноября 2016 года – в размере 18 474 541,98 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена постановлением правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в ставе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 1 января 2013 года в размере 15 085 824 руб.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость нежилых зданий и земельного участка затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество и плательщика земельного налога.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий и земельного участка, считая свои права нарушенными, 31 мая 2019 года, с пропуском срока Алексенко И.Е. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами , ; ; ; ; ; ; ; , , , а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований Алексенко И.Е. представила отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные 20 мая 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Глобал Апрайс».

Согласно отчету об оценке по состоянию на 24 июля 2013 года рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 623 632,02 руб.; с кадастровым номером – в размере 607 062,08 руб.; с кадастровым номером – в размере 607 062,08 руб.; с кадастровым номером – в размере 607 062,08 руб.; с кадастровым номером – в размере 185 194,49 руб.

Согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2013 год в размере 9 843 893,02 руб.

Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с отчетом об оценке № 005-1-19-2 по состоянию на 11 ноября 2016 года в размере 11 546 096,15 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года, на 1 января 2013 года и на 11 ноября 2016 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка.

Рыночная стоимость нежилых зданий определялась в рамках затратного подхода, земельного участка – в рамках сравнительного подхода.

Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых зданий и земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых зданий и земельного участка является достоверной.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года, на 1 января 2013 года и на 11 ноября 2016 года, на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 31 мая 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Алексенко И.Е. удовлетворить.

Восстановить Алексенко И.Е. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 623 632,02 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 607 062,08 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 607 062,08 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 607 062,08 руб.;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 185 194,49 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 год в размере 9 843 893,02 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равную рыночной стоимости по состоянию на 11 ноября 2016 года в размере 11 546 096,15 руб.

Датой обращения Алексенко И.Е. в суд считать 31 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года.

3а-1283/2019 ~ М-854/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексенко И.Е.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.07.2019Судебное заседание
31.05.2019Регистрация административного искового заявления
03.06.2019Передача материалов судье
03.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2019Подготовка дела (собеседование)
19.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее