УИД 11RS0001-01-2023-009844-33 Дело № 5-1417/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Игушева И.В..,
рассмотрев 28 августа 2023 года в открытом судебном заседании в помещении Сыктывкарского городского суда по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 22, каб. 701, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская городская больница» (...
установил:
Прокуратурой г. Сыктывкара в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в суд представлен административный материал по факту совершения ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» Орехова А.А. вину в совершении вменяемого юридическому лицу административного правонарушения признала, указав, что Учреждением ведутся работы по устранению выявленных нарушений, услуги по ортопедии не оказываются. Просит при назначении наказания применить ст.4.1 либо 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель потерпевшего Потерпевший №1 - ФИО3 в судебном заседании указал, что в ходе проверки, проведенной по заявлению Потерпевший №1, нарушения нашли свое подтверждения, в связи, с чем просит привлечь ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» к административной ответственности.
Помощник прокуратура г. Сыктывкара Семенова Я.В. в судебном заседании настаивала на привлечении ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Частями 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности» утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности /далее – Положения № 852/.
Согласно п. 5 Положения № 852, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг), ж) размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
В п. 6 Положения № 852 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 2 пункта 7 Положения).
Часть 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой города Сыктывкара совместно со специалистами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми проведена проверка деятельности ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», в части исполнения законодательства об охране здоровья граждан, лицензировании отдельных видов деятельности, лицензировании медицинской деятельности в деятельности.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на ** ** ** и ** ** ** по сведениям Единого реестра лицензий на официальном сайте Росздравнадзора ... ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № №... от ** ** **, сроком действия до - бессрочно, выдана Министерством здравоохранения Республики Коми.
Н основании вышеуказанной лицензии на осуществление медицинской деятельности № №... от ** ** ** осуществляет деятельность в том числе по адресу ... – главный корпус, разрешено выполнение, в том числе следующих видов работ (услуг): при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: стоматологии общей практики; стоматологии ортопедической.
** ** ** в ходе осмотра помещений, кабинетов ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: ... – главный корпус – установлено наличие стоматологического кабинета, в структуру которого входят несколько помещений, в одном из которых непосредственно осуществляется прием врача-стоматолога общей практики (1 рабочее место) и зубного врача (1 рабочее место).
В ходе проверки выявлено отсутствие: системы дистилляционной очистки воды (аквадистиллятора (медицинского), при отсутствии центральной стерилизационной) в количестве 1 шт.; системы анализа состоянии пульпы зуба (аппарата для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) в количестве 1 шт.; холодильника фармацевтического (холодильника для хранения медикаментов) в количестве 1 шт., в наличии холодильник бытовой.
При проверке наличия в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, используемого в Учреждении оборудования обнаружено отсутствие сведений о регистрации на следующее оборудование: стоматологическую установку SDS 2000; высокочастотный рентгеновский аппарат Gendex Expert DS.
В ходе проверки установлено отсутствие помещений, а именно кабинета ортопедической стоматологии, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании и отсутствие принадлежащих лицензиату ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты).
В ходе проверки Учреждением не представлены сведения (документы) о наличии заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалифицированными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения предусмотренных лицензией деятельности, а именно по ортопедической стоматологии.
В ходе проверки выявлено отсутствие следующего медицинского оборудования: установка стоматологического оборудования 1 шт.; стерилизатор газовый формальдегидный; стерилизатор газовый формальдегидный; стерилизатор микроволновой для неупакованных изделий; стерилизатор паровой; стерилизатор паровой для неупакованных изделий; стерилизатор озоновый/на основе пероксида водорода; стерилизатор сухожаровый; стерилизатор химический жидкостный; стерилизатор-кипятильник; стерилизатор этиленоксидный; стерилизатор этиленоксидный /паровой; стерилизатор плазменный; стерилизатор газовый на основе перекиси водорода; стерилизатор паровой; стерилизатор электролитический; камера стерилизационная бактерицидная; система дистилляционной очистки воды; система стоматологическая рентгеновская интраоральная передвижная, цифровая; система стоматологическая рентгеновская интраоральная стационарная, цифровая; система стоматологическая рентгеновская экстраоральная стационарная, цифровая; система стоматологическая рентгеновская переносная интраоральная, цифровая; контейнер для системы химической дезинфекции медицинских инструментов; контейнер для стерилизации; ванна ультразвуковая для очистки и дезинфекции инструментов; контейнер для сбора колюще-режущих медицинских отходов; пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов; контейнер для отходов с биологическими загрязнениями; контейнер для сбора колюще-режущих медицинских отходов; компрессов воздушный для медицинских изделий; лампа ультрафиолетовая бактерицидная; установка для создания ламинарного потока передвижная; очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной; очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный; очиститель воздуха с электростатическим осаждением, передвижной; лампа полимеризационная стоматологическая/хирургическая; мотор бормашины стоматологической с дистанционным управлением; наконечник стоматологической бормашины; наконечник бормашины стоматологической комбинированной с питанием от сети; наконечник бормашины стоматологический, с дистанционным управлением; наконечник стоматологической бормашины; наконечник бормашины стоматологической комбинированной с питанием от сети; наконечник бормашины стоматологической, с дистанционным управлением; наконечник бормашины стоматологической, пневматический; негатоскоп медицинский, с электропитанием; негатоскоп медицинский, без электрического управления; светильник стоматологический светодиодный, с питанием от сети; светильник отраженного света стоматологический; стол для хирургических инструментов; табурет стоматолога; шкаф для стоматологических инструментов; стеллаж общего назначения; шкаф для хранения лекарственных средств; шкаф медицинский для инструментов; холодильник фармацевтический.
Также при проведении проверки установлено, что в стоматологическом кабинете Учреждения для хранения лекарственных препаратов используется бытовой холодильник Supra RF-52. На момент проверки в данном холодильнике осуществлялось хранение лекарственного препарата «...», и медицинских изделий: ....
При проверке хранящихся в холодильнике медикаментов, выявлены медицинские изделия с истекшим сроком годности: «ЭндоГель, 9 мл.» срок годности до 04.2022, в количестве 2 уп. Данное медицинское изделие не было перемещено в карантинную зону для исключения его использования.
Таким образом, по результатам проверки выявлены грубые нарушения со стороны ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», предусмотренных пп. «а», «б», «в», п.5 и пп. «а», «б», «в» п.6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Исходя из положений статей 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, а также всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Проанализировав представленные в материалах дела доказательства применительно к установленным требованиям закона на предмет наличия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, суд находит вину ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной.
Вина ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ** ** **, заключением специалиста №... от ** ** ** Территориального органа Росздравнадзора по республике Коми, актом проверки от ** ** **, фотоматериалами и иными материалами дела.
Представленные в материалах дела доказательства применительно к требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми и достоверными, получены в установленном законом порядке, оснований не доверять которым не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, судьей не установлено.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении наказания учитываю требования ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о назначении ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» административного наказания в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 75 000 рублей, считая данную меру наказания достаточной для достижения целей административного наказания.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку совершенным правонарушением создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (..., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 19.20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 75 000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ...
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 31.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░