ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 21-197/2021
г. Уфа 17 февраля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х.
с участием: защитников общества с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» Нусенкиса А.А., Краева С.М.,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» Зиганшина Т.Р. на решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2020 года, которым:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кашафутдинова Р.Р. № 204 от 26 августа 2020 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба директора Зиганшина Т.Р. – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кашафутдинова Р.Р. № 204 от 26 августа 2020 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» (далее - ООО «Стерлибашевоводоканал», общество) признано виновным в административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей (л.д. 38-40).
Судьей Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2020 года по жалобе директора общества Зиганшина Т.Р. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 97-99).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор общества Зиганшин Т.Р. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебным актом, просит их отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность (л.д. 51 – 55).
Законный представитель общества, представители прокуратуры, а также должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 названного Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности), законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 20 названного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
В силу пункта 55 указанных Правил руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидран�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????������������������????????�?????????????????????????????????J?J??�??????J?J�?????????J?J�??????J?J??�?????????J?J??�??????????�?�???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Стерлибашевского района РБ с привлечением сотрудников ПСЧ-90 ПСО ФПС ГПС и Стерлитамакского межрайонного ОНДиПР ГУ МЧС России по РБ в связи с обращениями граждан проведена проверка исполнения федерального законодательства в деятельности ООО «Стерлибашевоводоканал» при эксплуатации и содержании водопроводно-канализационных сетей с. Стерлибашево, в ходе которой выявлены нарушения противопожарного законодательства, а именно: при эксплуатации и содержании водопроводно-канализационных систем и источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов расположенных напротив жилых домов по адресам адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленных Техническим регламентом, а именно: не обеспечена исправность (отсутствует вода в водопроводной сети), своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов, расположенных напротив жилых домов по адресам адрес, не организовано проведение проверок их работоспособности не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, при отключении водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого не извещено об этом подразделение пожарной охраны, чем нарушены требования п. 55 Правил противопожарного режима, ст.ст. 4, 68 Технического регламента.
Вышеуказанные выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления 12 августа 2020 года государственным инспектором г.Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов РБ по пожарному надзору Вигель М.А. протокола № 211 об административном правонарушении и вынесения должностным лицом надзорного органа постановления № 204 от 26 августа 2020 года, которым ООО «Стерлибашевоводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 декабря 2019 года; справкой о результатах проверки от 29 ноября 2019 года и иными материалами дела.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, заявителем жалобы не представлено.
Доказательств принятия достаточных мер юридическим лицом, направленных на соблюдение противопожарных правил и норм к моменту выявления нарушений в деле не имеется.
Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности, не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей суда первой инстанции по жалобе заявителя обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется.
Вместе с тем довод заявителя о снижении размера административного штрафа, назначенного обществу, заслуживает внимания в силу следующего.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что выявленные нарушения в настоящий момент устранены, полагаю возможным назначить юридическому лицу штраф в размере менее минимального размера, но не ниже его половины, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что составляет 75 000 рублей.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» Зиганшина Т.Р. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кашафутдинова Р.Р. № 204 от 26 августа 2020 года и судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стерлибашевоводоканал» изменить, назначить административный штраф в размере 75 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов
Справка: судья районного суда Баскакова Т.Н.