Дело № 2-337/2020
УИД №
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 28 мая 2020 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Л.В.,
с участием истца Гололобова А.Н.,
ответчика Гололобова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гололобова А.Н. к Гололобову В.Н. о признании части жилого дома квартирой, признании принявшим наследство, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Гололобов А.Н. обратился в Любинский районный суд Омской области с иском к Гололобову В.Н. о признании права собственности на квартиру в порядке наследования, указывая в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО1, после его смерти осталось наследственное имущество, состоящее из квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Жилое помещение представляет собой жилой дом, однако в правоустанавливающих документах указано, что оно является квартирой. Наследниками являются он, а также его брат Гололобов В.Н. Он фактически принял наследство, другие наследники отказались от наследственного имущества в его пользу. У нотариуса оформить право собственности он не имеет возможности, так как имеются несоответствия в документах.
Просил признать за ним право собственности в порядке наследования на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Истец Гололобов А.Н. в ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнил, просил признать, что 1/2 часть жилого дома по <адрес> является квартирой, признать его принявшим наследство после смерти отца ФИО1, признать за ним право собственности на наследственное имущество.
В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснил, что на день смерти отца он проживал с ним, распорядился его личным имуществом. При обращении к нотариусу за оформлением наследства ему было отказано в связи с имеющимися расхождениями в правоустанавливающих документах относительно вида жилого помещения, а именно, указано, что оно является часть жилого дома, тогда как фактически данное жилое помещение представляет собой квартиру. Наследниками являются также его брат Гололобов В.Н., который на наследственное имущество не претендует. Других наследников нет.
Ответчик Гололобов В.Н. в судебном заседании исковые требования признал, суду показал, что на наследственное имущество не претендует, фактически наследство принял истец, подтвердил, что отцу принадлежала именно квартира в двухквартирном доме, а в документах было ошибочно указано, что часть домовладения.
Представитель третьего лица администрации Любинского городского поселения надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде, явку представителя не обеспечил.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Представитель №1 в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве суду сообщил, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости, расположенное по адресу: <адрес>. Вид объекта недвижимости – здание, наименование и многоквартирный жилой дом, назначение – жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером №. В указанном выше здании расположены помещения с кадастровыми номерами: № – квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – квартира, назначение – жилое, принадлежит по праву собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО2; № – квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – квартира, назначение – жилое. В ЕГРН не содержится сведений о зарегистрированных правах на квартиру №.
Представители третьих лиц БУ «Омский центр КО и ТД», Управления Росреестра по Омской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств и возражений не представили.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.01.1996, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч.4 ст.35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
Согласно требованиям ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п.2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязании третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В соответствии с п.36 Пленума Верховного суда № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 34, 45 Пленума наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно положениям статей 1113, 1114, 1142, 1146, 1157, 1159 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
На основании п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п.1 ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По смыслу приведенной нормы права право на принятие наследства должно быть реализовано наследником в течение шестимесячного срока. По своей правовой природе это срок существования права. Истечение срока влечет прекращение права.
В силу ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Умершему ФИО1 (как это указано в правоустанавливающих документах) на день смерти принадлежала часть жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из ответа нотариуса Шевченко С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в нотариальной палате после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело №. Свидетельство о праве собственности на наследственное имущество не выдавалось.
Из материалов наследственного дела следует, что истец своевременно, в пределах установленного для принятия наследства срока, обратился с заявлением о принятии наследства.
Гололобов В.Н. отказался от наследственного имущества в пользу брата, что подтвердил в судебном заседании. Также он полностью подтвердил факт совершения братом действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Другие лица с заявлениями о принятии наследства не обращались, на спорное имущество не претендуют.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании вещного права является способом восстановления и защиты нарушенного права.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что имеется достаточно оснований для удовлетворения заявленных требований о признании Гололобова А.Н. принявшим наследство после смерти ФИО1
При этом, в судебном заседании также было установлено, что ФИО1 принадлежит жилое помещение по <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, наименование – квартира, вид жилого помещения – квартира, указана площадь помещения – <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с планом, содержащимся в кадастровом паспорте жилого дома <адрес> имеется два обособленных помещения, имеющие отдельные входы, каждое из которых состоит из нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования.
В силу ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения, и не были соединены с лишением владения.
На основании ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В силу части 3 указанной нормы квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что наследодателю фактически принадлежало жилое помещение, которое включает в себя не только комнаты, но и подсобные помещения, является обособленным, предназначено для проживания одной семьи.
То есть указанное помещение представляет собой обособленную квартиру, а не часть дома, как указано в правоустанавливающих документах.
Поскольку по своим характеристикам часть жилого дома по адресу: <адрес>, является самостоятельным объектом права, у суда имеются основания для признания его квартирой.
Наличие несоответствия наименования спорного жилого помещения, зафиксированного в правоустанавливающих документах, фактическому виду жилого помещения не может являться основанием для ущемления прав истца в регистрации права собственности и оформления соответствующих документов на тот объект недвижимости, которым он фактически пользуется.
Право собственности истца на указанное имущество сторонами по делу, либо иными лицами, не оспаривается.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права как признание права.
При этом, признание права собственности на указанный объект недвижимости за Гололобовым А.Н. не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гололобова А.Н. удовлетворить.
Признать, что ? часть жилого дома по <адрес>, принадлежащая на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, является квартирой № с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать Гололобова А.Н. принявшим наследство после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Гололобовым А.Н. право собственности в порядке наследования на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кривоногова