Дело № 2- 4117/2019
(44RS0001-01-2019-002694-30)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2019 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.Л.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области о перерасчете назначенной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ч.Л.А. обратилась в суд с указанным иском, свои требования мотивировала тем, что с <дата> ей назначена трудовая пенсия по старости в размере ... руб. При назначении пенсии размер ее средней месячной заработной платы учтен не был. Данный размер пенсии истцу установлен, поскольку по мнению Пенсионного фонда отсутствуют сведения о заработной плате за период с <дата> по <дата>, исходя из которого истец просила произвести расчет размера пенсии. В <дата> был взят другой период работы, так как подтверждения по заработной плате представлены не были. В <дата> были представлены сведения по заработной плате, но пенсионный фонд прислал отказ в перерасчете страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с <дата> исходя из факта получения сведений, указанной в справке о заработной плате за период с <дата> по <дата>
В судебном заседании Ч.Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГУ УПФ РФ в городе Костроме Костромской области на основании доверенности Колобова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решениях от <дата>., от <дата>. Дополнительно пояснила, что в представленной истцом справке в <дата> усматривается значительное увеличение дохода по сравнению с предыдущими и последующими месяцами. Данное обстоятельство скорее всего может быть обусловлено тем, что в <дата> у истца родился ребенок, и в справке могут быть указаны выплаты по больничному листу, которые не учитываются при расчете пенсии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при установлении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Как установлено в ходе рассмотрения дела истец Ч.Л.А. является получателем страховой пенсии по старости с <дата> При этом в страховой стаж истца включены периоды её работы в ГУ Аппарат акима Алматинской области респ. Казахстан.
<дата>г. Ч.Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с учетом сведений о заработной плате, указанных в справке от <дата> № ГУ Аппарат акима Алматинской области за отработанный период с <дата> по <дата>
Согласно исковых требований истец просит обязать ответчика произвести перерасчет начисленной пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с <дата> по <дата> представленных ГУ Аппарат акима Алматинской области.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала тот факт, что с учетом сведений о заработной плате, указанных в справе, пенсия истца изменится в сторону увеличения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела Управлением ПФР по результатам рассмотрения справки от 08.10.2018 № 3 принято решение об отказе в перерасчете пенсии, поскольку в указанной справке отражены сведения о включении выплат единовременного, компенсационного характера, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Одновременно с этим отсутствует перевод печати и сведения о реорганизации предприятия со ссылкой на распорядительный документ.
<дата> Ч.Л.А. ответчику представлена справка от <дата> № о заработной плате истца за период с <дата> по <дата> в ГУ Аппарат акима Алматинской области, которая содержит указание на то, что к начислениям, указанным в справке, не включены выплаты единовременного, компенсационного характера, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Кроме того, представлен нотариально заверенный перевод печати и углового штампа справки, а также архивная справка КГУ «Государственный архив Алматинской области» о переименовании аппарата акима области на ГУ Аппарат акима Алматинской области.
Как следует из решения УПФР справка от <дата> № (в решении ошибочно указаны реквизиты справки от <дата> №, между тем это номер и дата сопроводительного письма) не может быть принята в качестве надлежащего документа для проведения перерасчета, поскольку данные сведения поступили не на основании запросу ГУ УПФР, в примечании указано на включение отчислений в пенсионный фонд, сведении о реорганизации со ссылкой на распорядительный документ и перевод печати отсутствуют. Кроме того, в справках от <дата> № и от <дата> № имеет место расхождение в суммах заработной платы за <дата>., <дата> и <дата>
Суд полагает, что указанные обстоятельства не являются препятствием для осуществления перерасчета по сведениям, изложенным в справке от <дата> №, в силу следующего.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п.2 ст.6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п.4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Полагая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд исходит из того, что представленная Ч.Л.А. справка от <дата>. № подписана руководителем учреждения и главным бухгалтером ГУ Аппарат акима Алматинской республики (согласно архивной справке в период <дата> учреждение именовалось аппарат Акима области), имеет угловой штамп, дату выдачи и номер, заверена печатью, в связи с чем отвечает предъявляемым требованиям к ней. Кроме того, к справке приложен официальный перевод, удостоверенный нотариусом округа г. Костромы С.О.Ю.
Ссылка в решении ответчика на тот факт, что ответ компетентных органов был направлен в адрес истца, а не в адрес территориального органа ПФР, в связи с чем оснований для учета сведений, содержащихся в архивной справке не имеется, судом отклоняется, поскольку непредставление соответствующих сведений компетентными органами Республики Казахстан территориальному органу ПФР по ранее направленному запросу не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде отказа в проведении перерасчета страховой пенсии с учетом сумм заработной платы, указанных в справке.
Разрешая требования истца в части возложения обязанности на ответчика принять для оценки пенсионных прав справку от <дата> № и осуществить перерасчет размера пенсии, суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку сведения о заработке истца за период с <дата> по <дата> подтверждены надлежащими доказательствами.
В справке выданной ГУ Аппарат акима Алматинской области от <дата> № содержатся сведения о заработной плате Ч.Л.А. за период с <дата> по <дата>, с указанием оснований выдачи справки.
Довод ответчика о том, что суммы заработной платы за <дата>., <дата>., указанные в справке от <дата>. №, отличаются от сумм, указанных в справке от <дата> №, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является, поскольку как следует из сноски к справке от <дата> № в размер заработной платы в указанной справке включены выплаты компенсационного характера.
Иные доводы, послужившие основанием для отказа в принятии ответчиком справки от <дата>. №, в том числе то основание, что усматривается неравномерное начисление заработной платы в <дата> суд находит несостоятельными, поскольку законом предусмотрено исчисление расчетного размера трудовой пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, а не только за те периоды, когда имеется равномерное начисление заработной платы. Кроме того, довод представителя ответчика о том, что в заработную плату за данный месяц возможно включены начисления по больничному листу, носит предположительный характер и соответствующими доказательствами не подтвержден.
Поскольку действующее пенсионное законодательство направлено на защиту конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, органы Пенсионного фонда России при исчислении размера пенсии обязаны выбрать наиболее выгодный вариант для пенсионера.
В данном случае представитель ответчика пояснила, что расчет пенсии истцу с учетом сведений, представленных в справке ГУ Аппарат акима Алматинской области от <дата>. № может повлиять на размер её пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований не учитывать справку о размере заработной платы истца, предоставленную ГУ Аппарат акима Алматинской области от <дата> № для решения вопроса о перерасчете страховой пенсии по старости у ответчика не имелось.
Между тем, рассматривая исковые требования о перерасчете с 2018г., суд находит их подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч.2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку заявление о перерасчете пенсии с надлежащими документами (справка от <дата>. №) поступило в ГУ ПФР в октябре 2019г., перерасчет размера страховой пенсии должен быть произведен с <дата>г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ч.Л.А. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области произвести перерасчет назначенной Ч.Л.А. пенсии с <дата>. с учетом сведений о заработной плате за период с <дата> по <дата>, указанных в справке ГУ Аппарат акима Алматинской области от <дата>. №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья: И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2019г.