Дело №
УИД 18RS0№-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> УР 13 февраля 2023 года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания <данные изъяты>
с участием:
- представителя истца пом.прокурора <адрес> УР <данные изъяты>
- представителя ответчика Управление «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» <данные изъяты> действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> УР, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики», о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения автомобильной дороги по <адрес> в нормативное состояние, а именно: - устранить просадки и выбоины на автомобильной дороге; - привести освещение в соответствие с требованиями, установленными законодательством; - оборудовать разворотную площадку; - привести ширину проезжей части в соответствие с требованиями, установленными законодательством.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
<адрес> в ходе разрешения обращений граждан выявлены нарушения в деятельности Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в сфере дорожной деятельности.
В нарушение требований ст. ст. 3, 6. 11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», органами местного самоуправления, своевременные меры по приведению дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов не приняты.
На момент проверки установлено, что автомобильные дороги в микрорайоне «Солнечный» <адрес> не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, в связи с чем, не имеется возможности организовать маршрут общественного транспорта.
Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, на охрану жизни и здоровья, безопасность дорожного движения, а также права несовершеннолетних на получение образования, в результате бездействия Управления «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» учащиеся вынуждены собственными силами добираться до образовательной организации.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал.
Изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <адрес> в ходе разрешения обращений граждан выявлены нарушения в деятельности Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в сфере дорожной деятельности.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ устанавливает, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об Управлении «Первомайское» Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» (далее - Положение)
Согласно п. 7 раздела III Положения к полномочиям территориального органа относятся полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и текущего ремонта дорог местного значения в границах населенных пунктов.
Таким образом, полномочия в сфере дорожной деятельности возложены на Управление «Завьяловское» Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики».
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ №).
Согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 40 указанного Закона установлено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 2.1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее по тексту - СаНПиН ДД.ММ.ГГГГ-20), расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных в сельской местности, до жилых зданий не должно превышать 1 км.
В ходе проверки установлено, что в настоящее время в МБОУ «Завьяловская СОШ» обучаются 49 несовершеннолетних, проживающих на территории микрорайона «Солнечный» <адрес>. Расстояние от образовательного учреждения до микрорайона «Солнечный» <адрес> превышает 1 км, расстояние от микрорайона «Солнечный» <адрес> до ближайшей остановки общественного транспорта также превышает 1 км.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ №, к вопросам местного значения муниципального округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики».
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ") муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Проверкой установлено, что автомобильные дороги в микрорайоне «Солнечный» <адрес> не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, в связи с чем, не имеется возможности организовать маршрут общественного транспорта.
В нарушение п. 6.17 СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 474/пр, на <адрес> отсутствует разворотная площадка.
В нарушение п. 4.4 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 233) ширина проезжей части <адрес> меньше 4,5 метров.
В нарушение п. 5.2.4 ФИО550597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" на протяжении всей <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок.
Стационарное уличное освещение <адрес> не соответствует требованиям п. 4.6.1 ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст).
Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, на охрану жизни и здоровья, безопасность дорожного движения, а также права несовершеннолетних на получение образования, в результате бездействия Управления «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» учащиеся вынуждены собственными силами добираться до образовательной организации.
В соответствие со ст.129 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, в силу своего государственно-правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях, целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
Статьей 12 ГК РФ определено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что негативными последствиями выявленных нарушений закона является нарушение права граждан на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, на охрану жизни и здоровья, безопасность дорожного движения, а также права несовершеннолетних на получение образования, прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что определенный истцом срок для исполнения решения суда ответчиком, является разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
С учётом вышеизложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу удовлетворить.
Возложить на Управление «Завьяловское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» (ИНН 1841102073, ОГРН 1211800023049) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения автомобильной дороги по <адрес> в нормативное состояние, а именно:
- устранить просадки и выбоины на автомобильной дороге;
- привести освещение в соответствие с требованиями, установленными законодательством;
- оборудовать разворотную площадку;
- привести ширину проезжей части в соответствие с требованиями, установленными законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Д.В. Орлов