Дело № 2-582/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации28 декабря 2020 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., с участием пом. прокурора Пучежского района Нечаева Д.П., представителя ответчика МДОУ детский сад №4 «Ладушки» директора Дегтяревой И.И.,представителя ответчика администрации Пучежского муниципального района Ивановской области Лушиной Ю.В., при секретаре Правдиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пучежского района в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» и администрации Пучежского муниципального района Ивановской области об обязании оборудовать здание детского сада № 4 «Ладушки» системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пучежского района обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» и администрации Пучежского муниципального района Ивановской области об обязании оборудовать здание детского сада №4 «Ладушки» системой видеонаблюдения. В исковом заявлении указал, что в ходе проведенной 20.11.2020 года прокуратурой Пучежского района проверки МДОУ детский сад №4 «Ладушки» выявлено отсутствие система видеонаблюдения. Указанное учреждение является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации полномочий в области образования. Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не обеспечен контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и сотрудников детского сада. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, а бездействие по осуществлению необходимых мер способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц по охране жизни и здоровья. Обращаясь в суд с иском о возложении на образовательное учреждение обязанности по установке системы видеонаблюдения, прокуратура района исходит из необходимости данных действий для обеспечения безопасности пребывающих в образовательном учреждении лиц, детей, их родителей и сотрудников детского сада. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Прокуратура района просит суд обязать МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» оборудовать системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) здание детского сада, а администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области - осуществить финансирование расходов, необходимых для установки системы видеонаблюдения.
В судебном заседании пом. прокурора Пучежского района Нечаев Д.П. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Просил суд определить срок исполнения обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения до 01.09.2021 года.
В судебном заседании представитель ответчика МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» Дегтярева И.И. исковые требования признала, представив в суд соответствующее заявление, дополнительно указав, что МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» планирует выполнить работы по установке системы видеонаблюдения при надлежащем финансировании в срок до 01.09.2021 года.
Представитель ответчика администрации Пучежского муниципального района Ивановской области Лушина Ю.В. в судебном заседании исковые требования признала, представив в суд соответствующее заявление, дополнительно указав, что финансирование расходов по установке системы видеонаблюдения запланировано на 2021 год, ввиду чего требования истца будут исполнены до начала нового учебного года.
Суд, выслушав пом. прокурора Пучежского района, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» от 26.01.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании пунктов 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: а) создание системы противодействия идеологии терроризма; б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
В соответствии с п. «е» ст. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Согласно пункту 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в ходе проведения проверки обеспечения законности в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму и законодательства в сфере образования прокурором выявлено, что здание МДОУ детского сада №4 «Ладушки» не оборудовано системой видеонаблюдения, что противоречит требованиям антитеррористического законодательства РФ, вследствие чего заявленные требования о возложении обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. п. 1.4 - 1.5, 1.12 Устава МДОУ Детского сада №4 учредителем этого общеобразовательного учреждения и собственником его имущества является администрация Пучежского муниципального района Ивановской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Пучежского муниципального района Ивановской области. Часть функций и полномочий учредителя учреждения осуществляет отдел образования администрации Пучежского муниципального района. Учреждение отвечает по своим обязательствам всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Пучежского муниципального района на основании утвержденной бюджетной сметы.
В силу положений п. п. 2, 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования (ст. 215.1 БК РФ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация Пучежского муниципального района в силу вышеприведенных норм права обязана обеспечить финансирование образовательного учреждения в целях исполнения обязанностей, возложенных на последнего решением, вследствие чего исковые требования, предъявленные прокурором Пучежского района к администрации Пучежского муниципального района, подлежат удовлетворению.
С учетом мнения сторон, суд приходит к выводу, что установленный прокурором срок для исполнения ответчиками возлагаемых на них обязанностей является разумным и достаточным, вследствие чего заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ детский сад № 4 «Ладушки» и администрации Пучежского муниципального района Ивановской области об обязании оборудовать здание детского сада № 4 «Ладушки» системой видеонаблюдения, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Ладушки» в срок до 01 сентября 2021 г. оборудовать здание детского сада №4 «Ладушки» системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и элементов объекта (территории).
Обязать администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Ладушки» по оборудованию системы видеонаблюдения здания детского сада №4 «Ладушки».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Л. Касаткин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2020 года
Судья А.Л. Касаткин