УИД 62RS0030-01-2023-000235-52
Дело 2-234/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шацк Рязанской области 15 июня 2023 года
Шацкий районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Корнеевой С.А.,
при секретаре Балаян А.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Комовой А.А.,
представителя третьего лица Администрации МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области – Воронцовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шацкого района Рязанской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Шацкая средняя школа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Шацкая средняя школа» о возложении обязанности. Исковые требования мотивированы тем, ч прокуратурой Шацкого района Рязанской области проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В ходе проверки установлено, что в Больше-Агишевском филиале Муниципального общеобразовательного учреждения «Шацкая средняя школа» (далее по тексту – МОУ «Шацкая СШ» частично отсутствует ограждение территории, препятствующее неправомерному проникновению на территорию образовательного учреждения. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МОУ «Шацкая СШ» было внесено представление № об устранении выявленных нарушений. Согласно ответу директора МОУ «Шацкая СШ» от ДД.ММ.ГГГГ № выявленные нарушения не устранены, в Администрацию МО – Шацкий муниципальный район направлено ходатайство о разработке проектно-сметной документации.
Вместе с тем, отсутствие ограждения территории образовательного учреждения сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
На основании изложенного прокурор Шацкого района Рязанской области просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шацкая средняя школа» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение по периметру территории Больше-Агишевского филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Шацкая средняя школа», препятствующее неправомерному проникновению на территорию образовательного учреждения.
В судебном заседании прокурор Комова А.А. поддержала предъявленные исковые требования.
Представитель ответчика МОУ «Шацкая СШ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, имеется письменное заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с указанием на то, что исковые требования признают в полном объеме, последствия признания иска известны и понятны.
Представитель третьего лица Администрации МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области – Воронцова С.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, по обстоятельствам дела пояснив, что срок в 12 месяцев может быть недостаточным, так как в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на исполнение данного решения суда денежные средства уже заложить нельзя.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитав возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика, заслушав объяснения прокурора, пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.
Согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В п.п. 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с п. 11 указанной Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.п. 6.1, 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Шацкого района Рязанской области была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе в Больше-Агишевском филиале МОУ «Шацкая СШ». По результатам данной проверки установлено, что в Больше-Агишевском филиале МОУ «Шацкая СШ» частично отсутствует ограждение территории, препятствующее неправомерному проникновению на территорию образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МОУ «Шацкая СШ» было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно ответа директора МОУ «Шацкая СШ» от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения не устранены, в Администрацию МО – Шацкий муниципальный район направлено ходатайство о разработке проектно-сметной документации.
Согласно Уставу МОУ «Шацкая СШ», утвержденному постановлением Администрации МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем Учреждения является МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области, Полномочия собственника закрепленного за Учреждением имущества осуществляет Управление имущественных отношений и сельского хозяйства администрации МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области. При этом ответчик МОУ «Шацкая СШ» является некоммерческой организацией, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. МОУ «Шацкая СШ» имеет обособленные структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, в том числе Больше-Агишевский филиал МОУ «Шацкая СШ», местонахождение: <адрес>.
До настоящего времени МОУ «Шацкая СШ» ограждение территории, препятствующее неправомерному проникновению на территорию образовательного учреждения Больше-Агишевский филиал МОУ «Шацкая СШ», не установлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами: справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора Шацкого района Рязанской области об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму № от ДД.ММ.ГГГГ, информация директора МОУ «Шацкая СШ» № от ДД.ММ.ГГГГ, копией Устава, выпиской из ЕГРЮЛ, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Вместе с тем, отсутствие ограждения территории образовательного учреждения, в рассматриваемом деле - на территории образовательного учреждения Больше-Агишевский филиал МОУ «Шацкая СШ», сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Шацкого района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Шацкая СШ» о возложении обязанности подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд приходит к выводу, что испрашиваемый прокурором срок в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным,
Доводы представителя третьего лица Воронцовой С.А. о том, что срока 12 месяцев недостаточно, являются предположением, в связи с чем не принимаются судом во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░