Гражданское дело №
УИД 46RS0№-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года <адрес>
Пристенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту нарушенных прав ФИО1 в сфере охраны здоровья к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
прокурор <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств на приобретение лекарственных препаратов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении её прав на предоставление льготного обеспечения медицинскими изделиями, которой установлено, что ФИО1 имеет заболевание «Атипичный карционид верхней доли правого легкого, правосторонняя расширенная верхняя лобэктомия», ввиду чего является инвалидом третьей группы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выписан рецепт серии 38230 № от ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарственного препарата «Октреотид» 30 мг., кол – во 1, который должен быть ей предоставлен на бесплатной основе за счет средств федерального бюджета. В указанный день ДД.ММ.ГГГГ рецептурный бланк был предоставлен ФИО1 в аптечное учреждение – филиал аптеки № ОАО «Курская фармация». Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат отсутствовал в аптечном учреждении - филиале аптеки № ОАО «Курская фармация» и не был выдан ей по рецепту, а для ФИО1 указанный лекарственный препарат является жизненно необходимым, она была вынуждена приобрести лекарственный препарат «Октреоктид» 30 мг. за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30456,00 руб. в количестве 1 упаковка, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Лекарственный препаратом по вышеуказанному рецепту в филиале аптеки № ОАО «Курская фармация» получен ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная ситуация возникла с обеспечением инвалида 3 группы ФИО1 лекарственным препаратом «Октеоктид» 30 мг. 1 шт. по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ серии 38230 №. Лекарственным препаратом по указанному рецептурному бланку на момент направления искового заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечена. Срок проведения лекарственной терапии препаратом «Октреотид» 30 мг в декабре 2023 – ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела 1 упаковку лекарственного препарата «Октреоктид» 30 мг за счет собственных средств на сумму 27 808,00 руб., что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, прокурор обратился в суд.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить и взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> денежные средства в размере 58 264 рубля, затраченные ФИО1 на приобретение лекарственного препарата «Октреотид» 30 мг. в количестве 2 шт. по рецептурным бланкам серии 38230 № от ДД.ММ.ГГГГ, 38230 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебном заседании не явилась. О дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Представила в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие. Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц ОБУЗ «Пристенская ЦРБ», ОАО «Курская фармация» в судебное заседание, надлежащим образом извещенные о месте, времени и дате рассмотрения дела, не явились.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором <адрес> требования в защиту нарушенных прав ФИО1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания подп. 50 ч. 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация оказания государственной социальной помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендация и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На основании ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
На основании статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Статьей 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ профилактика заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой» Министерство здравоохранения <адрес> выступает государственным заказчиком на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на льготу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и об обращении лекарственных средств; выступает государственным заказчиком на оказание услуг по организации обеспечения граждан, имеющих право на льготу, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (получение, хранение, доставка до аптечных организаций и отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения граждан, имеющих право на льготу, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организует в пределах своих полномочий мониторинг в утвержденном министерством порядке и контроль в соответствии с действующим законодательством за назначением и обеспечением лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу.
Финансирование расходов на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения <адрес> законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на данные цели (п. 4 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па).
Следовательно, на Министерство здравоохранения <адрес> возложены обязанности по осуществлению мер социальной поддержки в медицинской сфере, в том числе заключение государственных контрактов на поставку лекарственных средств, финансируемых из бюджета <адрес>, источником доходов которого являются субвенции и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № н/ 1345н (далее – Порядок), регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).
Согласно пунктов 12,14 указанного Порядка, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 16 Порядка, отпуск лекарственных препаратов гражданам осуществляется в соответствии с правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка предоставления набора социальных услуг, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п.11 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
На территории <адрес> отпуск указанных лекарственных препаратов осуществляется филиалом аптеки № ОАО «Курская фармация».
Судом установлено, что ФИО1, 1957 года рождения, является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой серия МСЭ-2023 № от ДД.ММ.ГГГГ.
По медицинским показаниям врачом ОБУЗ «Пристенская ЦРБ» ФИО4 истцу ФИО1 был выписан рецепт серии 38230 № от ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарственного препарата «Октреотид» 30 мг, кол-во 1, который должен быть предоставлен ей на бесплатной основе за счет средств федерального бюджета.
В указанный день ДД.ММ.ГГГГ рецептурный бланк был предоставлен ФИО1 в аптечное учреждение – филиал аптеки № ОАО «Курская фармация».
Согласно выписке консультативно – поликлинического отделения МРНЦ им. ФИО5 – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая локализацию, иммунофенотип опухоли, степень ее распространённости, характер предшествующего лечения, повышения уровня хромогранина А и серотонина п/о, ФИО1 рекомендовано проведение по месту жительства лекарственной терапии в режиме: «Октреотид» короткого действия п/к 100 мкг 3 раза в сутки в течение 2 недель, затем пролонгированный «Октреодид» 30 мг в/м 1 раз в 28 дней.
Согласно карте химиотерапии ОБУЗ «<адрес> клинический онкологический диспансер», ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нуждалась в проведении лекарственной терапии, ввиду чего, ДД.ММ.ГГГГ ей проведена лекарственная терапия лекарственным препаратом пролонгированный «Октреодид» 30 мг.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат отсутствовал в аптечном учреждении - филиале аптеки № ОАО «Курская фармация» и не был выдан ей по рецепту, а для ФИО1 указанный лекарственный препарат является жизненно необходимым, она была вынуждена приобрести лекарственный препарат «Октреоктид» 30 мг за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30 456,00 руб., в количестве 1 упаковка, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Лекарственный препарат по вышеуказанному рецепту в филиале аптеки № ОАО «Курская фармация» получен ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная ситуация возникла с обеспечением инвалида 3 группы ФИО1 лекарственным препаратом «Октеоктид» 30 мг, 1 шт., по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ серии 38230 №.
Лекарственным препаратом по указанному рецептурному бланку ФИО1 не обеспечена.
Срок проведения лекарственной терапии лекарственным препаратом «Октреотид» 30 мг в декабре 2023 года – ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела лекарственный препарат «Октреоктид» 30 мг. за счет собственных средств на сумму 27 808,00 руб. в количестве 1 упаковка, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░: 38 02 761563, ░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 58 264 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» 30 ░░ ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ 38230 № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ 38230 № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░