Судебный акт #1 (Решение) по делу № 07-351/2024 от 01.03.2024

Судья Ломако Н.Н. Дело № 07р-351/2024

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 21 марта 2024 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Синичкина Василия Евгеньевича на постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> от 7 ноября 2023 г. и решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.5.2 КоАП РФ в отношении Синичкина Василия Евгеньевича,

у с т а н о в и л:

07 ноября 2023 года постановлением заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> Синичкин Василий Евгеньевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.5.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением № <...> от 7 ноября 2023 г. Синичкин В.Е. обратился с жалобой в Ворошиловский районный суд г.Волгограда.

Решением судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 января 2024 года постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> от 7 ноября 2023 г. оставлено без изменения, а жалоба Синичкина В.Е. без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, Синичкин В.Е. оспаривает законность и обоснованность решения судьи районного суда, просит его отменить жалобу направить по подведомственности в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения по существу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 3 статьи 8.5.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, в отношении защитных лесов, особо защитных участков лесов, а также лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.

Указанной статьей предусмотрена ответственность за ненаправление в установленный законом срок утвержденного акта лесопатологического обследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 1).

Включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования либо размещение на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утвержденного акта лесопатологического обследования, содержащего недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (часть 2 указанной статьи).

В силу статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3).

Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).

Так, в силу пункта 1 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61584) (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 910 (ред. от 31.10.2022), при проведении лесопатологических обследований (далее - ЛПО) осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.

Пунктом 11 настоящего Порядка ЛПО визуальным способом (рекогносцировочным) планируются на основе информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной в результате осуществления ГЛПМ, государственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполномоченных органов, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 40 Порядка при обнаружении несоответствия фактических таксационных показателей имеющемуся таксационному описанию, выявленных в процессе проведения ЛПО инструментальным (детальным) способом, таксационные показатели насаждения заносятся в ведомость участков леса с выявленными несоответствиями таксационным описаниям согласно приложению 1 к акту лесопатологического обследования.

По результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследования (далее - акт) в срок не позднее 30 календарных дней с момента его проведения, в том числе в электронном виде (пункт 49 Порядка).

После подписания исполнителем акт в течение 2-х рабочих дней направляется в уполномоченные органы для утверждения и опубликования (пункт 55 Порядка).

Согласно пункту 56 Порядка в течение 10-ти рабочих дней со дня поступления акта с приложениями уполномоченные органы рассматривают акт и при отсутствии замечаний его утверждает руководитель уполномоченного органа или его заместитель.

В дальнейшем акт лесопатологического обследования, утвержденный уполномоченным органом в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 57 Порядка, часть 3 статьи 60.3 ЛК РФ).

В силу пункта 2 Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее – Положения), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158, контроль за достоверностью ведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (далее - сведения) и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее соответственно - мероприятия, акт обследования, уполномоченные органы) осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.

На основании пункта 4 Положения контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования, осуществляется путем их документарной проверки.

Так, согласно подпункту «б» вышеприведенного пункта Положения основаниями для признания сведений недостоверными являются несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Актом № 33 проведения документарной проверки достоверности сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованности мероприятий, предусмотренных актами лесопатологического обследования, утверждёнными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, за 2023 год (далее - Акт проверки), от 28 июля 2023 года в отношении актов лесопатологического обследования (далее - акты ЛПО), размещенных на сайте Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области 12 июля 2023 года, в результате проверки в акте ЛПО лесных насаждений Даниловского лесничества от 23 июня 2023 года N 5/11-23 установлен факт несоответствия сведений (полнота 0,5 запас 50 куб.м/та в приложении 1.1, не соответствуют таксационной характеристике обследуемого лесного участка по таксационному описанию полнота 0,4 запас 60 куб. м/та, несоответствие по полноте составляет + 25,0 %, при этом в разделе 1.1 акта обоснование причин несоответствия отсутствует) таксационным характеристикам лесного участка в выделе 3 квартала 18 Штабного участкового лесничества Даниловского лесничества (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования. При этом в соответствии с приложением 1.1 к акту ЛПО лесной участок в выделе 3 квартала 18 Штабного участкового лесничества Даниловского лесничества относится к защитным лесам категории: противоэрозионные леса. В соответствии со сведениями, указанными в акте ЛПО лесных насаждений Даниловского лесничества от 23 июня 2023 года N 5/11-23: лесопатологическое обследование проведено 25.05.2023, акт ЛПО составлен 23.06.2023, утвержден заместителем председателя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Синичкиным В.Е. 10.07.2023 года.

При этом в соответствии с подпунктом б) пункта 4 «Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации области лесных отношений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158 (далее - Положение): несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования является основанием для признания сведений, содержащихся в акте ЛПО недостоверными.

В связи с этим, в соответствии с пунктом 9 Положения Департаментом по результатам проверки Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет) выдано Предписание № <...> об отмене акта ЛПО лесных насаждений Даниловского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (далее Предписание). В соответствии с письмом Комитета (исх. от ДД.ММ.ГГГГ No10-06-02/17988) акт ЛО лесных насаждений Даниловского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, отменен приказом Комитета № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного сведения, в том числе о санитарном состоянии лесов, содержащиеся в акте ЛПО лесных насаждений Даниловского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, признаны недостоверными, что подтверждается Актом проверки и Предписанием.

07 ноября 2023 года постановлением заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> Синичкин Василий Евгеньевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.5.2 КоАП РФ

В ходе рассмотрения жалобы Синичкина В.Е. на постановление № <...> от 7 ноября 2023 г., судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины его в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.5.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела судьёй районного суда были допущены существенные процессуальные нарушения, на основании которых вынесенное судьёй решение не может быть признано законным и обоснованным.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ содержит общее правило: постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Волгоградской области МТУ Ространснадзора по ЮФО расположен по адресу: <адрес>.

Дело об административном правонарушении в отношении Синичкина В.Е. рассмотрено заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А., по адресу: <адрес> спуск, <адрес>, который относится к юрисдикции Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону.

Таким образом, жалоба Синичкина В.Е. на постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> от 7 ноября 2023 г., рассмотрена судьей Ворошиловского районного суда г.Волгограда с нарушением правил территориальной подсудности.

Между тем, процедуры пересмотра принятых по делу решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.

Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 г. (вопросы № <...>, 57).

Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», к рассматриваемой ситуации не применимы.

Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Указанные выше нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного акта.

Учитывая, что решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 января 2024г. подлежит отмене, постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № 17-11/2023 от 7 ноября 2023 г. вступившим в законную силу признать нельзя и указанные в жалобе доводы подлежат проверке судьей Кировского районного суда <адрес>.

Приведенные выше обстоятельства судьей Ворошиловского районного суда г.Волгограда оставлены без внимания при принятии жалобы на постановление по делу об административном правонарушении к производству, и определение о передаче дела на рассмотрение по подсудности судьёй районного суда не было вынесено.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Так, согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст.47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах, решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 января 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.5.2 КоАП РФ, в отношении Синичкина В.Е. подлежит отмене с направлением дела с жалобой Синичкина В.Е. по подсудности в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения жалобы по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.5.2 КоАП РФ в отношении Синичкина Василия Евгеньевича отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Синичкина Василия Евгеньевича с его жалобой на постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу К.А.А. № <...> от 7 ноября 2023 г., передать по подсудности в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения по существу.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.

07-351/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Заместитель председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Синичкин Василий Евгеньевич
Другие
Иванов Николай Александрович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Коробицын Алексей Юрьевич
Статьи

ст.8.5.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--vol.sudrf.ru
04.03.2024Материалы переданы в производство судье
21.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
22.03.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее