РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Тюкалинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Козыра Е.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2023 года в г. Тюкалинске Омской области гражданское дело № 2-601/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Омской области к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Тюкалинского муниципального района Омской области «Сажинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Омской области (далее - Истец) обратился с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в МОБУ «Сажинская СОШ» (далее – Ответчик), было установлено, что в здании школы по адресу: Омская область, Тюкалинский район, с. Сажиной, ул. Интернациональная, д. 17, было установлено, что в нарушение ст.ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2.7.4 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Роспотребнадзора от 28.09.2020 № 28 (далее - СанПиН), помещения пищеблока, где установлено оборудование, являющееся источником тепла, влаги, не обеспечены местной системой вытяжной вентиляции, о чем 22.04.2022 ответчику было выдано предписание об устранении нарушений со сроком его исполнения до 10.08.2023, которое не исполнено. В указанный срок предписание в данной части ответчиком не исполнено. В связи с изложенным истец с учетом уточнения исковых требований просил обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Сажинская средняя общеобразовательная школа» ИНН 5537007592, расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 10.08.2024 г., а именно обеспечить помещение (пищеблока), где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, местной системой вытяжной вентиляции в соответствии с п. 2.7.4 СанПиН 2.4.3648-20.
В судебном заседании представители истца, ответчика и третьего лица Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области участия не принимали, о его времени и месте были извещены надлежащим образом. Представитель истца просила дело рассмотреть без ее участия, остальные о причинах неявки суд не извещали.
В силу ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие указанных выше лиц.
Изучив представленные доказательства и оценив заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст.ст. 24 и 28 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые в силу п.п. 1.1. и 1.2 СанПиН направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты).
Материалами дела установлено, что ответчику на праве оперативного управления для осуществления образовательной деятельности передано здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 ГК РФ.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной в МОБУ «Сажинская СОШ» (далее – Ответчик), было установлено, что в здании школы по адресу: <адрес>, было установлено, что помещения пищеблока, где установлено оборудование, являющееся источником тепла, влаги, не обеспечены местной системой вытяжной вентиляции, о чем 22.04.2022 ответчику было выдано предписание об устранении нарушений со сроком его исполнения до 10.08.2023, которое не исполнено.
Таким образом, в здании школы допущены нарушения п. 2.7.4 указанного выше СанПиН, в соответствии с которым помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.
Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
Указанные доводы иска сторонами не оспариваются и подтверждаются предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от 13.09.2023, актом плановой выездной проверки от 22.03.2022, предписанием от 22.04.2022, информацией МОБУ «Сажинская СОШ» от 22.08.2023 (л.д. 8-9, 14-29).
В связи с этим исковые требования как основанные на фактических обстоятельствах и требованиях действующего законодательства заслуживают внимания и подлежат удовлетворению.
Обращение истца с иском справедливо мотивировано необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц и основан на соответствующих полномочиях, предоставленных истцу статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322.
Устанавливая ответчику срок для устранения указанных выше недостатков до 10.08.2024, суд полагает его с учетом характера работ и предполагаемых затрат достаточным для выполнения мероприятий, обусловленных допущенным недостатками. Доказательств в опровержение этого суду не представлено, что не препятствует на стадии исполнения судебного решения ставить перед судом вопрос об отсрочке его исполнения.
При подаче заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма которой, исходя из заявленных им требований, согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей. Учитывая, что ответчик как бюджетное учреждение полностью финансируется из средств муниципального бюджета, таких затрат на 2023 году не предусматривающего, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 1025502077765 ░░░ 5537007592) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 10.08.2024 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2.7.4 ░░░░░░ 2.4.3648-20.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░