Дело № 2-402/2022 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Никитченко А.А.,
при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» (далее - МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск»), администрации муниципального образования (далее – МО) «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой в деятельности МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» выявлены нарушения требований федерального законодательства. По информации, представленной администрацией МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, капитальный ремонт здания МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, с даты ввода его в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ год), контрольная проверка и мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводилась, чем нарушены права неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на безопасное пребывание в указанном здании.
Прокурор просит суд обязать МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Облученского района ЕАО Оржеховский Е.П. исковые требования уточнил, просил обязать МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; при недостаточности у МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на указанные цели.
Представители ответчиков МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» и администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явились, в заявлениях просили провести судебное заседание без их участия.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Согласно ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч. 7 ст. 55.24 ГрК РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ).
Согласно ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п. 4.3).
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Из материалов дела установлено, что проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверкой соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации установлено, что в здании МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» с даты ввода в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ г.) контрольные проверки и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения не проводились, что не оспаривалось сторонами.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» прокурором района внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, на которое ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, согласно которому образовательным учреждением направлено обращение учредителю – администрации МО «Облученский муниципальный район» с просьбой принять меры по проведению контрольной проверки технического состояния здания МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск».
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» нарушения, указанные прокурором, не устранены, проверка и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания образовательного учреждения не проведены, доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства не исполнены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск».
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Частью 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пунктам 1.1, 1.2. Устава МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» данная образовательная организация является муниципальным казённым учреждением, тип – дошкольная образовательная, некоммерческая, организация.
Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» (п. 1.3 Устава).
При указанных обстоятельствах суд также считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, профинансировать работы по выполнению мероприятий, указанных прокурором.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиками решения суда, принимая во внимание порядок формирования бюджета, объем необходимых работ, требуемых для исполнения обязательств, суд считает возможным согласиться со сроками, указанными прокурором в заявлении об уточнении исковых требований. Возражений от ответчиков по поводу данных сроков в суд не поступало.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Той же статьей от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Принимая во внимание, что МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» не относится к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, с учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 56, 57, 103, 206, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области (ИНН №) при недостаточности денежных средств, выделенных на финансирование деятельности муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные работы.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» (ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Никитченко
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2022
Судья А.А. Никитченко