УИД 28RS0008-01-2022-000516-45
Дело № 2-372/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бачуриной Н.И. к администрации <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплате единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Бачурина Н.И. обратилась в суд с настоящим иском к администрации <адрес> и министерству социальной защиты населения <адрес>, в обоснование требований указав, что на момент возникновения на территории <адрес> чрезвычайной ситуации в 2021 году она проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>-2, <адрес>. В результате паводка, имевшего место в мае-августе 2021 года на территории <адрес> были нарушены условия ее жизнедеятельности (нарушена транспортная доступность), однако в производстве выплаты из федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей в связи с нарушением условий жизнедеятельности ей было отказано по причине отсутствия регистрации по указанному адресу. Отказ в предоставлении выплаты существенно нарушает ее право на защиту от чрезвычайных ситуаций. Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшему, и объективную нуждаемость в ней, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО4 по <адрес>, администрация <адрес> сельсовета <адрес>, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Истец Бачурина Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что администрация <адрес> с иском не согласна, считает, что комиссией по обследованию объектов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес>, принято законное решение об отказе во включении истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи нарушением условий жизнедеятельности, поскольку было установлено, что на момент чрезвычайной ситуации истец проживала и была зарегистрирована в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайно ситуации по адресу: <адрес>-2, <адрес>. Однако, согласно сведениям УМВД по <адрес> Бачурина Н.И. зарегистрирована по иному адресу - <адрес> - 2, <адрес>.
Представитель ответчика - министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по <адрес>, администрации Николаевского сельсовета <адрес>, <адрес> <адрес>, Министерства <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из представленных доказательств, уведомлением главы <адрес> от <Дата обезличена> Бачуриной Н.И. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности, в связи с тем, что она зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, но при этом, согласно сведениям УМВД по <адрес> местом регистрации Бачуриной Н.И. указано жилое помещение по адресу: <адрес>-2, <адрес>.
Согласно сведениям ОВМ МО МВД России «<адрес>» от <Дата обезличена>, Бачурина Н.И. с <Дата обезличена> зарегистрирована по адресу: <адрес>-2, <адрес>.
Вместе с тем, согласно данным паспорта истца, а также сведениям, изложенным в справках администрации Николаевского сельсовета <адрес> от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, Бачурина Н.И. с рождения и до <Дата обезличена> была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>-2 <адрес>. Однако с <Дата обезличена> по настоящее время, в том числе и в период чрезвычайной ситуации, введенной на территории <адрес> <Дата обезличена>, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>-2, <адрес>.
Распоряжением губернатора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>» с <Дата обезличена> введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>.
Распоряжением главы <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории <адрес> с <Дата обезличена> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В силу п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из указанных положений вышеприведенного закона следует, что Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила <Номер обезличен>).
Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно п. 4 Правил <Номер обезличен> трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на:
-оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>. рублей на человека (пп. в п. 4 Правил);
-оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты> рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека (пп. г п. 4 Правил).
Пунктом 10 Правил <Номер обезличен> предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пп. "в" и "г" п. 4 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
-постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в
зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
-нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
-постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
-утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами <Номер обезличен>, Правилами использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства <адрес>, утвержденными постановлением правительства <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, распоряжением губернатора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>», правительством <адрес> принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Указанным постановлением правительства области постановлено: оказать пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда правительства <адрес> в соответствии с Правилами <Номер обезличен>:
1) единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты>. рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -<данные изъяты>. рублей на человека.
При этом п. 5.1. названного постановления установлено, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты> рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты> рублей на человека.
Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории <адрес>, утвержденному главой <адрес> <Дата обезличена>1 года, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавшей Бачуриной Н.И. (<адрес>) и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, наличие и состав общественного транспорта в районе проживания пострадавшего имеется, но отсутствует возможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к пострадавшему остановочного пункта.
Таким образом, факт нарушения условий жизнедеятельности Бачуриной Н.И. подтвержден, однако администрацией <адрес> отказано во включении указанного лица в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в связи с тем, что согласно сведениями УМВД по <адрес> Бачурина Н.И. зарегистрирована по иному адресу: <адрес> -2, <адрес>.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон <Номер обезличен>) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона <Номер обезличен> обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу п.5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта проживания Бачуриной Н.И. по адресу: <адрес>-2, <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>».
Расхождение же сведений, предоставляемых органами, осуществляющими регистрационный учет при том, что указанное жилое помещение являлось ее постоянным местом жительства, не может являться основанием для лишения ее мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бачуриной Н.И. удовлетворить.
Признать Бачурина Н.И., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>».
Обязать администрацию <адрес> включить Бачурину Н.И., в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей 00 коп. за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Обязать министерство социальной защиты населения <адрес> произвести Бачуриной Н.И. выплату единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей 00 коп. за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий Н.В. Клаус