Дело №2-3131/2022
10RS0011-01-2022-005402-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.А.,
при секретаре Федорове Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Петрозаводска в интересах Тимофеева Д.Г. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор обратился в суд с названным иском к ответчику, по тем основаниям, что Тимофеев Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социальной защиты РК от 19.05.2017 Тимофеев Д.Г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе. Порядковый номер Тимофеев Д.Г. в списке – №. Истец в декабре 2020 года обращался к ответчику с заявлением по вопросу обеспечения его жилым помещением как ребенок-сирота. В ответе на обращение истца ответчик указал, что он состоит на учете как ребенок-сирота, вопрос о предоставлении ему помещения специализированного жилищного фонда будет рассмотрен по мере приобретения жилых помещений на средства, выделенные из бюджета Республики Карелия с учетом судебных решений, находящихся на принудительном исполнении. Ответчик не отказывал ему в постановке на учет или в предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени его право на предоставление жилого помещения не реализовано, жилье фактически не предоставлено. По изложенным в иске основаниям прокурор просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Тимофееву Д.Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
В судебном заседании прокурор Краснова А.Ю., Тимофеев Д.Г. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик своего представителя в суд не направил, извещен о судебном заседании в установленном порядке. Позиция ответчика изложена в письменном отзыве, из которого следует, что ответчик право истца на жилое помещение не оспаривает, однако денежные средства от Правительства РК администрации Петрозаводского городского округа не передавались, поэтому оснований для предоставления жилого помещения Тимофееву Д.Г. не имеется. Кроме того, истец зарегистрирован в Медвежьегорском районе РК, поэтому суду следует установить, является ли г. Петрозаводск постоянным местом жительства Тимофеева Д.Г., представить доказательства прекращения нахождения истца на полном гособеспечении в связи с получение высшего профессионального образования. Просит дело отложить, запросить данные о регистрации истца, данные о зарегистрированных правах истца на территории России.
Суд, заслушав истцовую сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу действовавшей до 01 января 2013 года редакции ст.57 (п.2 ч.2) Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные положения содержались в п.2 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзаца второго п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в первоначальной редакции закона) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 01 января 2013 года в Жилищный кодекс РФ введена ст.109.1, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные изменения были внесены и в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, которая также стала предусматривать возможность однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п.1).
Согласно ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 №129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2 данного постановления, его действие распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Данный порядок определил правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (п.1).
Лица, указанные в п.1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (п.2).
Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия №921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка (п.4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в п.1 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения (п.6).
Судом установлено, что Тимофеев Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, решением Олонецкого районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ его мать лишена родительских прав, отец ограничен в родительских правах. После чего истец был определен в ГКОУ РК «Олонецкий детский дом». Так, постановлением Главы администрации Олонецкого национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № несовершеннолетний Тимофеев Д.Г. был определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация просила Министерство образования РК выделить путевку для Тимофеева Д.Г. в ГКОУ РК «Олонецкий детский дом», где он и находился. ДД.ММ.ГГГГ тот же Глава издает постановление № № о назначении Виерумана В.О., жителя г. Петрозаводска, временным попечителем Тимофеева Д.Г. на срок ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Петрозаводского городского округа № № Виеруман В.О. назначен попечителем с ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Тимофеевым Д.Г.
В судебном заседании Тимофеев Д.Г. пояснил, что после прекращения над ним попечительства проживал в заброшенном доме, снимал квартиру, с декабря 2021 года находится в Центре для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, «На скале» на ул. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации муниципального образования» Медвежьегорский муниципальный район» № № установлен факт невозможности проживания Тимофеевым Д.Г. в ранее занимаемом помещении по месту его регистрации в <адрес>.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК № № от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев Д.Г. был исключен из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с переменой места жительства и включением в список по Петрозаводскому городскому округу приказом указанного министерства № № от ДД.ММ.ГГГГ. На 14.12.2020 номер очереди истца был 101. В настоящее время номер очереди №.
Истец обращался в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему жилья как ребенок-сирота, в ответе от 14.12.2020 ему сообщили, что жилое помещение ему будет предоставлено в соответствии со списком очередников и с учетом имеющихся судебных решений.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №№ истец включен в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории Петрозаводского городского округа, порядковый номер в вышеуказанном списке по состоянию на 04.10.2019 - № №, в 2020 году - № №.
Ссылки ответчика, что следует установить, является ли город Петрозаводск местом постоянного проживания истца, суд отвергает, так как решение указанного выше министерства о включении истца в список для обеспечения жилым помещением по Петрозаводскому городскому округу действует, оно никем не отменено. Также необоснованными следует признать доводы, что следует представить доказательства прекращения пребывания истца на полном государственном обеспечении в связи с получение высшего профессионального образования. Что касается ссылок на то, что следует запросить данные о регистрации истца, то в материалах дела такие данные имеются. Кроме того, в отзыве ответчик сам ссылается на то, что ответчик зарегистрирован на территории Медвежьегорского района РК.
Из материалов дела, пояснений представителя истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что у Тимофеева Д.Г. какого-либо жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования не имеется, проживает истец в настоящее время в Центре временного проживания.
Анализируя положения действующего законодательства, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что права истца подлежат восстановлению в соответствии с действующим в настоящее время нормативным регулированием. При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец в настоящее время постоянно проживает на территории города Петрозаводска. Принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого по применительно к условиям Петрозаводского городского округа.
С учетом требований п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрение дела» с администрации Петрозаводского городского округа государственная пошлина в сумме 300 руб. взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования к администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Тимофееву Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Рочева
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2022