№ 12-7/2023
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2023 года с.Буздяк
Судья Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан Имашева Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан Насретдиновой Э.Р. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Буздякского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Рахимкуловой Айгуль Зуфаровны по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Буздякского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Рахимкуловой А.З. по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе поданной в суд, представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Насретдинова Э.Р. просит постановление начальника отделения - старшего судебного пристава <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Заявитель - представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Насретдинова Э.Р. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Начальника отделения – старший судебный пристав <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Рахимкулова А.З. в судебном заседании постановление о привлечении Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к административной ответственности считает законным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП Российской Федерации.
На основании ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан К. в отношении Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Сафаргалеевой И.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке <адрес> не исполнены, в связи с чем, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Х. ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Х. Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан выдано требование предоставить С. до ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение. При этом, в требовании указано, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административная ответственность по ст. 17.15 КоАП Российской Федерации. Вышеуказанное требование получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Х. в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении №-ИП за фактическое неисполнение требований по исполнительному производству, сообщила о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет рассматриваться административное дело. Протокол составлен в отсутствие представителя должника, его копия получения Администрацией ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Администрации в <адрес> отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Башкортостан представлено ходатайство о прекращении производства по административному делу в связи с отказом взыскателя от предоставляемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом Рахимкуловой А.З. вынесено постановление № о признании Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, согласно которому <адрес> подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то обстоятельство, что Администрация не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С выводом начальника отделения - старшего судебного пристава <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Рахимкуловой А.З. о доказанности вины Администрации в совершении вмененного административного правонарушения согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП Российской Федерации при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП Российской Федерации судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Требования к постановлению должностного лица службы судебных приставов установлены в ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны, в том числе вопрос, по которому выносится постановление. При этом предмет исполнения должен соответствовать содержанию исполнительного листа, выданного на основании решения суда.
Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании ст. 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ст. 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации).
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1 и ст.26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией получена копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Х. представителем Администрации направлено письмо, в котором сообщило о принятых мерах по исполнению решения суда в пользу взыскателя С. и о том, что последняя отказалась от получения предложенной квартиры.
Кроме того, согласно письма ведущего специалиста по опеке и попечительству муниципального района <адрес> Республики Башкортостан за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, С., в течение нового срока, установленного заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Башкортостан Х., Администрацией С. была предложена в качестве исполнения решения суда, квартира, расположенная по адресу: <адрес>. указанное письмо было получено взыскателем ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ С. от данной квартиры отказалась, в качестве причины указав удаленность ее местонахождения от места работы, выбрав меру социальной поддержки в форме социальных выплат по приобретению благоустроенного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ С. в отдел службы судебных приставов было подано заявление о возврате исполнительного документа.
Согласно постановления об утверждении акта обследования и заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ №, предложенное С. жилое помещение <данные изъяты>, соответствует требованиям исполнительного документа, приобретено Администрацией на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем при заключении договора найма жилого помещения с иным лицом было включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, установлено, что Администрацией района предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, исполнение не наступило по независящим от должника обстоятельствам в связи с отказом взыскателя принять надлежащее исполнение, предложенное должником. Должностное лицо после получения информационного письма представителя Администрации, заявления С., не дал правовой оценки доводам, изложенным в них.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Буздякского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан. № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП Российской Федерации, суд,
решил:
жалобу представителя Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан Насретдиновой Э.Р. - удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Буздякского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Рахимкуловой А.З. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Благоварского межрайонного суда
Республики Башкортостан подпись Э.М.Имашева