Дело № 5-512/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 апреля 2020 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Цыкалова Н.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мантышева Нарана Даваевича, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
24 апреля 2020 г. ответственным секретарем Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия Ильенко Л.А. составлен протокол А№2-0056 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Мантышева Н.Д.
27 апреля 2020 г. указанный протокол с материалом поступили для рассмотрения в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Мантышев Н.Д., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы административного дела.
Указами Президента Российской Федерации № 206 от 25 марта 2020 г., № 239 от 2 апреля 2020 г. в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Частью 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно Указу Главы Республики Калмыкия № 88 от 27 марта 2020 г. «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Калмыкия» (в редакции от 3 апреля 2020 г.) на граждан в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим Указом; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Республики Калмыкия, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим Указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (п. 6.3).
Постановлениями Администрации г. Элисты № 312 от 27 февраля 2020 г., № 553 от 28 марта 2020 г. на территории г. Элисты с 19 часов 00 минут 28 марта 2020 г. введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории г. Элисты.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Как следует из протокола серии А№2-0056 об административном правонарушении от 24 апреля 2020 г., составленным в отношении Мантышева Н.Д. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ ответственным секретарем Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия Ильенко Л.А., Мантышев Н.Д. нарушил требования, установленные Правилами поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417, п. 6.3 Указа Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 г. № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории г. Элисты», выразившемся в следующем. 13 апреля 2020 г. во время патрулирования по маршруту ОПП ОБ «Гогорма-2» в первую смену полицейским ОБППСП УМВД по г. Элисте младшим сержантом полиции Бадмаевым Л.А. в 16 час. 35 мин. по адресу: <адрес>, был замечен Мантышев Н.Д. в отсутствии уважительной причины, либо наличии исключительных обстоятельств не находился по месту своего проживания в период объявления «Чрезвычайной ситуации» введенной на территории г. Элисты.
Из объяснений Мантышева Н.Д. от 13 апреля 2020 г. следует, что 13 апреля 2020 г. в 16 часов 35 минут он возвращался домой из банка «Совкомбанк» (г. Элиста, ул. Ленина, д. 243) и на автобусной остановке «Гостиница» по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 237А, был остановлен сотрудниками полиции.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность, в том числе и для граждан.
Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.6.1 данного Кодекса, проводится административное расследование.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Осуществление должностным лицом требующих значительных временных затрат процессуальных действий из материалов данного дела не усматривается, фактически административное расследование по делу не проводилось, довод уважительности причин нарушения режима самоизоляции Мантышевым Н.Д. не опровергнут, а именно не проверен довод Мантышева Н.Д. о посещении им банка.
Кроме того в материалах дела имеется специальный пропуск, выданный директором МБУ «Городское зеленое хозяйство», сроком действия с 15 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г., согласно которому Мантышеву Н.Д. – рабочему дорожного участка МБУ «Городское зеленое хозяйство» предоставлено право следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы) обеспечение функционирования деятельности по уборке территорий, передвижения по территории Республики Калмыкия, непосредственно связанного с осуществлением уборки территорий, которая не приостановлена в соответствии с Указом Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 г. № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия», по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, д. 5, маршрут движения: г. Элиста, ул. Хочинова, д. 39 - по городу Элиста, по городу Элиста – г. Элиста, ул. Хочинова, д. 39; адрес фактического проживания: <адрес>.
При составлении протокола должностным лицом также не принято во внимание и не выяснены обстоятельства осуществления деятельности по уборке территорий Мантышевым Н.Д. на территории г. Элисты, не выяснен график его работы и иные обстоятельства. Напротив, в протоколе серии А№2-0056 об административном правонарушении от 24 апреля 2020 г. указано, что Мантышев Н.Д. не работает.
Таким образом, исследованные в судебном заседании материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нарушения Мантышевым Н.Д. режима самоизоляции, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Сам факт нахождения Мантышева Н.Д. 13 апреля 2020 г. по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, д. 237А, не может свидетельствовать о совершении вмененного ему административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушении закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности - обстоятельства, свидетельствующие о невиновности Мантышева Н.Д., представителем Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия не были опровергнуты. Более того, в материалах дела не имеется относимых и допустимых доказательств вины Мантышева Н.Д. в совершении вмененного административного правонарушения. Между тем данные обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения дела, поскольку от их зависит, имеется ли в действиях лица состав правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких данных у суда отсутствуют правовые основания для привлечения Мантышева Н.Д. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения.
В связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9.-29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мантышева Нарана Даваевича прекратить в связи с отсутствием в действиях Мантышева Нарана Даваевича состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Цыкалова Н.А.
Постановление Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 апреля 2020 г. изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2020 г.