дело № 72-815/2023
УИД: 66RS0005-01-2023-003011-30
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2023 года жалобу защитника Брауэр Е.В. на постановление государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Октябрьскому району МО «г. Екатеринбург») ОНД и ПР МО «г. Екатеринбург» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 24 мая 2023 года № 66-002-2023/1238ад и решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 8 сентября 2023 года № 12-269/2023, вынесенные в отношении должностного лица Перегудова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением Перегудову С.А., как должностному лицу по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением судьи районного суда по результатам рассмотрения жалобы указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник Брауэр Е.В. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда или об изменении постановления должностного лица в части назначенного наказания, заменив назначенный административный штраф предупреждением.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Перегудова С.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относятся соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законные требования должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливающие общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарнотехнической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты. Согласно положениям ст. 4 указанного федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР).
Как следует из материалов дела, 10 мая 2023 года при проведении плановой выездной проверки в здании по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 210, в котором расположено АО «Екатеринбургэнергосбыт», были выявлены нарушения требований в области пожарной безопасности, а именно:
- п. 12 ППР, не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны помещений № 10 на 3, 4, 5 этажах по паспорту БТИ, где размешены серверные, и помещения электрощитовой цокольного этажа, складские помещения;
- ст. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 9.3.9.4., п. 9.3.9.10 ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия», ориентация плана эвакуации не соотнесена с местом его размещения (фактическое размещение плана на 5, 4, 3 этаже не соответствует месту размещения, указанного на самом плане эвакуации);
- п. 54 ППР, при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно в офисном помещении 1-го этажа (помещение №11 по паспорту БТИ) не включено табло «выход» при этом во всех остальных помещениях оно включено (отсутствует идентичность в работе системы);
- п. 54 ППР, в помещении вентиляционной камеры извещатель дымовой пожарный заклеен транспортировочным колпаком красного цвета, эксплуатируется не в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- п. 54 ППР, в помещении воздухозаборной камеры системы вентиляции извещатель дымовой пожарный висит на проводе, не закреплен к потолку либо стене, эксплуатируется не в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- п. 54 ППР, в помещении электрощитовой извещатель дымовой пожарный заклеен транспортировочным колпаком красного цвета и не закреплен к потолку либо стене (лежит в лотке с проводами), эксплуатируется не в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- п. 14 ППР, не обеспечено исправное состояние уплотнений и порогов противопожарной двери (в помещении электрощитовой подвального этажа), предусмотренных изготовителем, в противопожарной двери электрошитовой поврежден уплотнитель в притворе, порог двери имеет вмятину (продавлен) в процессе эксплуатации;
- п. 27 «Б» ППР, в коридоре цокольного этажа складируются горючие материалы (столешницы из дерева и автомобильная резина);
- п. 23 ППР, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части освещенности, размеров и объемнопланировочных решений эвакуационных путей и выходов), а именно, на пути эвакуации из цокольного этажа через лестничный марш в тамбур 1-го этажа, в указанном тамбуре обустроен кабинет (по паспорту БТИ №15);
- п. 48 ППР, направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- п. 51 ППР, помещение насосной станций не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате не размещена табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
- ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на объект защиты не разработана декларация пожарной безопасности;
- п. 14 ППР, на шестом этаже расцеплен доводчик в коридоре при выходе на лестничную клетку.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, подтверждены имеющимися доказательствами, а именно: решением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО «город Екатеринбург» Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Свердловской области М. от 18 апреля 2023 года № 2304/002-66/216-П/РВП, актом выездной проверки от 10 мая 2023 года № 2304/002-66/216-П/АВП, предписанием от 10 мая 2023 года № 2304/002-66/216-П/ПВП, приказом АО «Екатеринбургэнергосбыт» от 13 апреля 2023 года № 62 о возложении обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности, должностной инструкцией.
Представленные доказательства оценены и отвечают требованиям ст. 26.2, ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В результате проверки административный орган пришел к выводу о том, что Перегудов С.А., принятый в организацию в должности ведущего специалиста АО «Екатеринбургэнергосбыт», на основании приказа от 30 марта 2023 года № 280-к и назначенный ответственным лицом за пожарную безопасность на основании приказа от 13 апреля 2023 года № 62 является виновным в нарушении требований пожарной безопасности.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором г.Екатеринбурга по пожарному надзору, старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Октябрьскому району МО «г. Екатеринбург») ОНД и ПР МО «г. Екатеринбург» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области 19 мая 2023 года в отношении должностного лица - ведущего специалиста АО «Екатеринбургэнергосбыт» Перегудова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 24 мая 2023 года вынесено постановление о назначении ему административного наказания.
Дата совершения Перегудовым С.А. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания – 10 мая 2023 года установлена верно, поскольку правонарушение выявлено по результатам проведенной проверки путем составления акта проверки 10 мая 2023 года.
Между тем, при привлечении Перегудова С.А. к административной ответственности в качестве должностного лица - ведущего специалиста АО «Екатеринбургэнергосбыт», государственным инспектором г. Екатеринбурга по пожарному надзору, старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Октябрьскому району МО «г. Екатеринбург») ОНД и ПР МО «г. Екатеринбург» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области и судьей районного суда не были учтено следующее.
Согласно к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 указанного кодекса под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
Исходя из должностной инструкции ведущего специалиста от 25 апреля 2023 года и приказа о возложении обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности от 13 апреля 2023 года № 62 - ведущий специалист не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для граждан административную ответственность и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
По настоящему делу Перегудов С.А. является ответственным лицом за соблюдение требований пожарной безопасности, и несет административную ответственность в качестве гражданина.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Перегудовым С.А., как ответственным лицом за пожарную безопасность, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Действиям Перегудова С.А. дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела должностное лицо и судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверили их достоверность и допустимость.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное правонарушение.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было.
Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению в части указания субъекта административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Октябрьскому району МО «г. Екатеринбург») ОНД и ПР МО «г. Екатеринбург» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 24 мая 2023 года № 66-002-2023/1238ад и решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 8 сентября 2023 года № 12-269/2023, вынесенные в отношении должностного лица Перегудова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, изменить, указать, что состоявшиеся постановление и решение вынесены в отношении гражданина Перегудова Сергея Александровича и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова