Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4685/2023 ~ М-4515/2023 от 25.10.2023

Дело № 2-4685/2023

26RS0002-01-2023-006849-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2023 года                                                                                                                                     город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Поповой С.А.,

с участием

представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Горобец А.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шпет Т. Д., Шпет В. А. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц Администрации г.Ставрополя, Администрации г.Пятигорска, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся и предоставить жилое помещение,

установил:

Шпет Т.Д., Шпет В.А. обратились в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц Администрации г.Ставрополя, Администрации г.Пятигорска, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся и предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что родители Шпет Т.Д. родились под г.Пятигорском Ставропольского края в населенном пункте Константиновское, затем переехали в г.Железноводск Ставропольского края, где и родилась Шпет Т.Д. По Указу Правительства от 28.08.1941 семья истца была репрессирована и выслана вначале в Харьковскую область, а затем в Кемеровскую область г.Абакан на строительство железной дороги. С ноября 1942 года всю семью так же насильственно депортировали в Тульскую область для работы в угольных шахтах. В последствие Шпет Т.Д. была реабилитирована. В 1961 году родился Шпет В.А. по вышеуказанному адресу, где семья истцов и стала проживать. В 2007 году истцы узнали о Постановлении Правительства РФ №419 от 03.05.1994, которым были обозначены льготы реабилитированным лицам. В настоящее время данное Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ №489 от 04.08.2005, которым сохраняется право лиц пострадавших от политических репрессий обеспечения жилыми помещениями. О том, что запрет по выезду в места прежнего проживания был снят в 1972 году, никто не знал, так как в широкой печати данный закон не публиковался. Таким образом, до настоящего времени семья истцов стала проживать и работать в Тульской области, никуда не выезжала. В декабре 2022 года Шпет Т.Д. обратилась в суд с иском о предоставлении Шпет В.А. жилого помещения в Тульской области как реабилитированному лицу. В ходе судебного разбирательства было установлено (решение Советского районного суда г.Тулы от 01.12.2022 года по гр.делу <номер обезличен>) Шпет Т.Д. родилась в 1941 году в г.Железноводск Ставропольского края. Согласно архивной справке УВД исполнительного комитета Тульской области совета народных депутатов от 24.02.1983 <номер обезличен> ш-4285 отец истца Шпет Д.И., 1912 года рождения, уроженец <адрес обезличен>, как лицо немецкой национальности был в ноябре 1941 года выслан из Харьковской области в Кемеровскую область, откуда мобилизован в трудовую армию и работал в г.Абакане до ноября 1941 года, с ноября 1942 года по 22.11.1945 был передан в постоянные кадры угольной промышленности Тульской области, переведен на положение спец-поселенца и состоял на учете в органах МВД СССР до 16.01.1956. Шпет Т.Д. была выселена совместно с родителями в административном порядке на спец-поселение по национальному признаку как лицо немецкой национальности. В связи с применением политической репрессии к родителям на основании Постановления ГОКО СССР №698 от 21.09.1941, истец была признана пострадавшей от политических репрессий и на основании п. «в» ст.3 Закона РФ от 18.10.1991«О реабилитации жертв политический репрессий» была реабилитирована. Указанные обстоятельства подтверждаются справками УВД Ставропольского края от 06.05.1994 <номер обезличен>-Т. В соответствии со свидетельством В <номер обезличен> истец имеет право на льготы, установленные ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Таким образом, решением Советского районного суда г.Тулы за истцами было признано право на получение мер социальной поддержки, в том числе и на обеспечение жилым помещением в Ставропольском крае, но в предоставлении жилого помещения в Тульской области было отказано. Ранее Шпет Т.Д. обращалась с заявлением о предоставлении Шпет В.А. жилого помещения в Администрацию г. Ставрополя, однако обращение было перенаправлено в администрацию г.Пятигорска Ставропольского края, откуда также получен отказ по надуманным причинам. Истец Шпет Т.Д. считает, что действиями ответчика нарушены права как лица пострадавшего от политических репрессий по национальному признаку и согласно, существующему законодательству имеющей право обеспечиваться мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а именно обеспечение жилым помещением на территории Ставропольского края. Права Шпет В.А. также нарушены таким отказом, так как Шпет В.А. также имеет право на аналогичную меру социальной поддержки согласно вышеуказанного закона. На основании изложенного, просят суд: обязать ответчиков поставить Шпет Т.Д. и Шпет В.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; предоставить Шпет Т.Д. и Шпет В.А. жилое помещение на территории Ставропольского края согласно учетным нормам.

Истцы Шпет Т.Д., Шпет В.А., извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Горобец А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, согласно которым жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в сводный список, сформированный министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края на основании списков граждан, предоставленных органами местного самоуправления края. Шпет Т.Д. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещения в Ставропольском крае не состоит, с 1942 года проживает в Тульской области. Целью Закона РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» является компенсация ущерба причиненного именно пострадавшим гражданам, а не улучшение жилищных условий и предоставление льгот другим лицам, которые к этой категории не относятся. Следовательно, Шпет В.А. не является лицом, пострадавшим от репрессий. Полный текст письменных возражений     приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Представитель третьего лица Администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Представитель третьего лица Администрации г. Пятигорска Ставропольского края, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, представил заявления о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Горобец А.С., исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» является специальным законом, направленным на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.

Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» данный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (ноября) 1917 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.02.2009 № 135-О-П «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина положением ст.2 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», данный Закон - без каких-либо исключений - распространяется на граждан Российской Федерации и иных названных в нем лиц, которые, начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года, подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах (в том числе, следовательно, на граждан Российской Федерации, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 года)».

Таким образом, из содержания ст. 2 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» следует, что реабилитации подлежат лица, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах, т.е. на тех территориях, которые относились к территории Российской Федерации на момент применения политических репрессий.

Как следует из материалов дела, Шпет Т.Д. родилась в 1941 году в г.Железноводск Ставропольского края.

Согласно архивной справке УВД исполнительного комитета Тульской области совета народных депутатов от 24.02.1983 <номер обезличен> ш-4285 отец истца Шпет Д.И., 1912 года рождения, уроженец Ставропольского края, как лицо немецкой национальности был в ноябре 1941 года выслан из Харьковской области в Кемеровскую область, откуда мобилизован в трудовую армию и работал в г.Абакане до ноября 1941 года, с ноября 1942 года по 22.11.1945 был передан в постоянные квадры угольной промышленности Тульской области, переведен на положение спецпоселении и состоял на учете в органах МВД СССР до 16.01.1956.

Согласно справке <номер обезличен>/Р-19-Т от 21.03.2001 Шпет Т.Д. была выселена совместно с родителями в административном порядке на спецпоселение по национальному признаку как лицо немецкой национальности.

В связи с применением политической репрессии к родителям на основании Постановления ГОКО СССР №698 от 21.09.1941, истец была признана пострадавшей от политической репрессии и на основании п. «в» ст.3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политический репрессий» была реабилитирована, что подтверждается справкой УВД Ставропольского края от 06.05.1994 №19-Т.

В соответствии со свидетельством В <номер обезличен> истец имеет право на льготы, установленные Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

В связи с чем, Шпет Т.Д. обратилась в Администрацию г. Пятигорска Ставропольского края с заявлением о регистрации на территории города Пятигорска, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Письмом от 26.12.2016 №08.4763 Администрация г. Пятигорска Ставропольского края сообщило Шпет Т.Д. о том, что по предоставлению документов предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» будет решаться вопрос о возможности принятия Шпет Т.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» за реабилитированными лицами, утратившими жилые помещения в связи с репрессиями, признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законом предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретный порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, вернувшихся на прежнее место жительства.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. «в», «ж», «з»); защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «б», «ж» ч. 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76, ч.1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Отнесение защиты прав и свобод человека, социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. При этом, по смыслу ст. 11 (часть 3), 72, 76 (ч. 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4.02.1997 № 13-О по запросу Законодательного Собрания Иркутской области о соответствии Конституции Российской Федерации ряда статей Водного кодекса Российской Федерации). Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий.

Поэтому федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причиненного им вреда, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в их реализации, вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Следовательно, соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей.

<адрес обезличен> от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, и порядок предоставления им жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения жилищного фонда края) предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях и имеющими право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда края, принятое уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Закона и правилами предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, утверждаемыми Правительством Ставропольского края, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края в срок, установленный данным решением.

Постановка на учет и признание граждан нуждающимися в жилых помещениях относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.11.2016 №486-п утверждены Правила предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма (далее - жилое помещение) гражданам, указанным в ст. 2 Закона Ставропольского края «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», признанным нуждающимися в жилых помещениях и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в органах местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края.

Согласно п. 5 Правил жилые помещения предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в сводный список, сформированный министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края на основании списков граждан, представленных в министерство органами местного самоуправления края.

Полномочия по предоставлению жилых помещений края возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин или его законный представитель подает в органы местного самоуправления заявление и документы, предусмотренные пунктами 1-3, подпунктами 1 и 2 пункта 4 и подпунктом 2 пункта 5 Перечня документов, а именно:

-документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи, связанных родством или свойством (далее - члены его семьи) (паспорт или иной документ, его заменяющий);

- документы, подтверждающие родство или свойство (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, информация о составе семьи);

- документы, подтверждающие факт совместного проживания гражданина с членами его семьи (паспорт или иной документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) на территории Ставропольского края гражданина и членов его семьи, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края гражданина и членов его семьи, свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Ставропольского края ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, документ, выдаваемый территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, подтверждающий сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) гражданина и членов его семьи);

- справка специализированной государственной или муниципальной организации технической инвентаризации о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи в собственности жилых помещений (в отношении жилых помещений, право собственности на которые возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

-документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные).

Таким образом, жилые помещения предоставляются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в соответствии с указанны перечнем документов, подтверждающих право граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В свою очередь, жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в сводный список, сформированный министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края на основании списков граждан, представленных в министерство органами местного самоуправления края.

Кроме того, меры социальной поддержки предоставляются гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту их жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при обращении Шпет Т.Д. в администрацию г. Пятигорска Ставропольского края Шпет Т.Д. не был представлен весь перечень документов предусмотренным Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Шпет Т.Д. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Ставропольском крае не состоит, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес обезличен>.

Сведений о том, что Шпет Т.Д. имеет регистрацию (проживает) на территории Ставропольского края, материалы дела не содержат.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, а также установленных по делу обстоятельств основания для предоставления жилого помещения Шпет Т.Д. отсутствуют.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.12.2019 № 39-П указал, что, по смыслу Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.

Исходя из этого в ст. 13 данного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий; это право распространяется на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрена специальная мера восстановления прав достаточно широкого круга субъектов, который не ограничивается только репрессированными по политическим мотивам лицами, поскольку дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, также признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации (ст. 1.1 данного Закона), а применение политических репрессий повлекло для всех указанных в этом Законе лиц нарушение и умаление таких основных прав человека, как право выбирать место пребывания и жительства, право на жилище, в том числе право не быть произвольно лишенным жилища, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. 27 ч.1; ст. 40, ч.1).

Соответственно, целью указанного Закона является компенсация ущерба, причиненного именно пострадавшим гражданам, а не улучшение жилищных условий и предоставление льгот другим лицам, которые к этой категории не относятся. Данный подход не противоречит природе и назначению жилищных гарантий, предоставляемых лишь реально нуждающимся в них лицам, что обеспечивает реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.

Судом установлено, что Шпет В.А. не относится к категории реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также к категории детей таких лиц, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, поскольку, не представлено доказательств подтверждающих указанные обстоятельства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Шпет В.А. не имеет право на получение льгот установленных Законом Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Шпет Т. Д., Шпет В. А. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц Администрации г.Ставрополя, Администрации г.Пятигорска: об обязании ответчиков поставить

Шпет Т. Д., Шпет В. А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; об обязании ответчиков предоставить Шпет Т. Д., Шпет В. А. жилое помещение на территории Ставропольского края, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.12.2023 года.

Судья                                                                                                                                                            Ю.С. Романенко

2-4685/2023 ~ М-4515/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шпет Вячеслав Александрович
Шпет Татьяна Давыдовна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК
Другие
Администрация г. Ставрополя
Администрация г. Пятигорска
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Романенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
25.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2023Предварительное судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее