КОПИЯ
Дело № 2-1706/2022
(УИД 70RS0004-01-2022-001817-57)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Чечнёва А.Н.,
при секретаре Поволковиче А.А.,
при участии:
истца Вайцеховской Е.В.,
истца Леманского Н.Г.,
представителя истцов Сальниковой Т.М., действующей в порядке ст. 53 ГПК РФ,
прокурора Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Вайцеховской Елены Васильевны, Леманского Николая Геннадьевича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения социального найма взамен аварийного,
установил:
ФИО11 ФИО12 обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 29 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование требования указано о том, что истец ФИО13 является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> Совместно с ней в указанном помещении проживает её сын ФИО14 Заключением межведомственной комиссии от 26.06.2020 № жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от 24.07.2020 № утверждено указанное заключение межведомственной комиссии. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 16.12.2021 № истцы признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ. До настоящего времени мер по расселению жильцов аварийного дома ответчиком не принято, в связи с чем, истцы обратились с иском в суд.
Истцы, представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представлен письменный отзыв, в котором представитель ответчика исковые требования не признала, указала на то, что на территории муниципального образования «Город Томск» полномочия по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляет межведомственная комиссия, созданная для оценки жилых помещений постановлением Мэра Города Томска от 28.02.2006 № 95. Заключением межведомственной комиссии от 26.06.2020 № многоквартирный жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от 24.07.2020 № с учётом изменений, внесённых Постановлением администрации Города Томска от 02.07.2021 № 493, на администрацию Октябрьского района Города Томска в рамках своей компетенции совместно с Комитетом жилищной политики администрации Города Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2025 принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, а также в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в 2020 году, планируемая дата расселения дома - не позднее 31.12.2025. В настоящее время не расселены дома, из которых переселение граждан запланировано ранее указанного срока.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истцов, представителя истцов, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
В свою очередь, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2, 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Данные конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 1 ст. 60 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что квартира № по <адрес>, является жилым помещением муниципального жилищного фонда. Указанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма 05.02.1994 ФИО15
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 17.02.2015, утверждённым распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 17.02.2015 № ФИО16 признана стороной по ранее заключённому договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> совместно с сыном ФИО17
Факт родства вышеуказанных лиц подтверждается свидетельством о рождении серии № от 18.02.1992.
В настоящее время истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортами граждан Российской Федерации.
Представленные суду доказательства дают основания полагать, что истцы вселены в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, осуществляют его пользование по договору социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Обозначенное нормативное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, обязывающей государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В целях реализации вышеуказанного Положения, постановлением мэра г. Томска от 26.02.2006 № 95 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от 26.06.2020 №, утверждённым постановлением администрации г. Томска от 24.07.2020 №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Бирюкова, д. 3 признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 6 вышеуказанного постановления, с учётом постановления администрации Города Томска от 02.07.2021 № на администрацию Октябрьского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2025 принять меры к отселению жильцов данного многоквартирного дома.
Согласно письму администрации Октябрьского района г. Томска от 28.02.2022 №, решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 23.03.1999, ФИО18 с составом семьи - ФИО19 приняты на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 7а Правил граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Томской области, утверждённых решением Томского облисполкома от 26.02.1985 №
Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 16.12.2021 № ФИО20 с составом семьи - ФИО21 признаны малоимущими и включены в единый список учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Отсутствие у истцов прав на иные объекты недвижимости подтверждается справкой муниципального учреждения Бюро технической инвентаризации г. Томска от 28.01.1999.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от 26.06.2020 № 2413 и постановления администрации Города Томска от 24.07.2020 №, проживание в нём создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью истцов, ввиду ненадлежащего технического состояния по причине большого физического износа здания, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Применительно к настоящему делу, вышеизложенное свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Кроме того, предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Определяя площадь подлежащего предоставлению истцам жилого помещения, суд руководствуется выпиской ФГУП «Томский центр технической инвентаризации» из технического паспорта жилого строений по адресу: <адрес>, содержащим сведения о том, что общая площадь квартиры <адрес> составляет 29,0 кв.м., в том числе, жилая площадь 18,2 кв.м., состоит из одной комнаты, кухни, коридора и кладовой.
С учётом вышеизложенного, суд полагает, что истцам ФИО22 ФИО23 надлежит предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 29 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В связи с обращением в суд, истцом в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объёме, на основании ст.ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца ФИО24 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО25, ФИО26 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения социального найма взамен аварийного, - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить ФИО27, ФИО28 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 29 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счёт средств муниципальной казны в пользу ФИО29 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна.
Председательствующий А.Н. Чечнёв
Секретарь А.А. Поволкович
Оригинал находится в материалах гражданского дела № 2-1706/2022
(УИД 70RS0004-01-2022-001817-57) в Советском районном суде г. Томска
Мотивированный текст решения изготовлен 25.05.2022