Судья Третьякова Д.К. Дело № 7-21-610/2023
Р Е Ш Е Н И Е
5 июня 2023 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – ФИО3 на решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника терминала ООО «Порт Вера» ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области защиты окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №15-057/2022 от 11 февраля 2022 года начальник терминала ООО «Порт Вера» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 февраля 2023 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ФИО1 – ФИО3 просит признать совершенное начальником терминала ООО «Порт Вера» ФИО1 административное правонарушение малозначительным, отменить вынесенные по делу акты, а производство по делу прекратить, приводя доводы о недоказанности факта порчи земель, а также об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
ФИО1, в отношении которого приняты надлежащие меры по извещению о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено без его участия.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО1 – ФИО4, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из постановления о назначении административного наказания, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явились результаты внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Росприроднадзора в период с 19 апреля 2021 года по 24 мая 2021 года в отношении ООО «Порт Вера» в части соблюдения им обязательных требований законодательства при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие – «Промышленная площадка», 05-0125-002750-П, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 13 ноября 2019 года №DK2XM85V.
ООО «Порт Вера» осуществляет эксплуатацию угольного морского терминала, построенного и введенного в эксплуатацию 20 июня 2019 года, на основании проектной документации «Угольный морской терминал грузооборотом 20 млн. тонн/ год в районе м. Открытый – «Порт Вера». Терминал расположен в Приморском крае, ЗАТО Фокино, район мыса Открытый и бухты Беззащитная.
В состав терминала входят технологические объекты: железнодорожный грузовой фронт; морской грузовой фронт; складские площади; технологическая автомобильная дорога; транспортная конвейерная система в составе конвейерных галерей, эстакад, пересыпных, приводных и натяжных станций.
В ходе проведения осмотра производственной территории, специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю 27 апреля 2021 года были отобраны пробы почв. В соответствии с протоколом результатов анализа проб почв №08-ПЧ от 21 мая 2021 года, содержание нефтепродуктов в пробе №1 (объединенная проба почвы, отобранная на производственной территории в районе угольных складов около ветрозащитных экранов) составляет 421 мг/кг. В пробе №2 содержание нефтепродуктов (объединенная проба почвы, отобранная в более 500 м. от зоны влияния предприятия ООО «Порт Вера») составляет 218 мг/кг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выводов должностного лица административного органа о том, что почва на производственной территории ООО «Порт Вера» в районе угольных складов около ветрозащитных экранов загрязнена нефтепродуктами, и для привлечения начальника терминала ООО «Порт Вера» ФИО1 как должностного лица, ответственного за указанное нарушение, к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами о доказанности факта порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, согласился и судья районного суда.
Однако вынесенные по делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.Согласно статье 1 указанного федерального закона под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, а под негативным воздействием на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Под порчей земли следует понимать уничтожение или повреждение плодородного слоя земли, которое выражается в полном или частичном его разрушении, сопровождаемом ухудшением физических или биологических свойств либо снижением природно-хозяйственной ценности земель.
К обстоятельствам, подтверждающим снижение природно-хозяйственной ценности земель, очевидно относится и наличие в землях химических и других вредных веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые.
Как следует из протокола результатов анализа проб почв № 08-ПЧ от 21 мая 2021 года (л. 21 административного материала), в результате исследования объединенной пробы почвы, отобранной на производственной территории в районе угольных складов около ветрозащитных экранов, выявлено содержание нефтепродуктов 421±105 мг/кг, а в объединенной пробе почвы, отобранной в более 500 м от зоны влияния предприятия ООО «Порт Вера», выявлено содержание нефтепродуктов 218±87 мг/кг.
В связи с тем, что содержание нефтепродуктов в пробе почвы, отобранной на производственной территории, превышает содержание нефтепродуктов в почве, отобранной на территории вне зоны влияния ООО «Порт Вера», должностное лицо пришло к выводу о порче почвы в результате деятельности указанного юридического лица.
Однако такой подход не может быть признан обоснованным, поскольку не позволяет определить, при какой разнице в показателях содержания нефтепродуктов в фоновом и проверяемом образцах почв проверяемую почву следует относить к загрязненным.
Между тем, в соответствии с примечанием к разделу 1 «ГОСТ Р 54039-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество почв. Экспресс-метод ИК-спектроскопии для определения количества и идентификации загрязнения почв нефтепродуктами», утвержденному приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 года № 653-ст, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в почвах не установлена, массовая доля нефтепродуктов в незагрязненных почвах не превышает 0,1%.
Аналогичный вывод следует и из письма Минприроды России №04-25/61-5678 от 27 декабря 1993 года «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» (таблица 4), согласно которому степень загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами характеризуется пятью уровнями: допустимым (1 уровень) – менее предельно допустимых концентраций (ПДК); низкий (2 уровень) - от 1000 мг/кг до 2000 мг/кг; средним (3 уровень) – от 2000 мг/кг до 3000 мг/кг; высоким (4 уровень) – от 3000 мг/кг до 5000 мг/кг; и очень высоким (5) – более 5000 мг/кг.
Соответственно земли подлежат отнесению к загрязненным при содержании в них нефтепродуктов в количестве от 1000 мг/кг (то есть 0,1%).
Таким образом, наличие в объединенной пробе почвы, отобранной на производственной территории ООО «Порт Вера» в районе угольных складов около ветрозащитных экранов нефтепродуктов в количестве 421±105 мг/кг, свидетельствует о том, что соответствующие почвы относятся к незагрязненным нефтепродуктами.
При данных обстоятельствах само по себе превышение уровня содержания нефтепродуктов в почвах на производственной площадке ООО «Порт Вера» относительно соответствующих показателей фоновых (не измененных) почв не может расцениваться как негативное изменение качества почвы, и соответственно порчу земель не подтверждает.
Между тем должностным лицом административного органа и судьей районного суда указанные обстоятельства учтены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При данных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области защиты окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №15-057/2022 от 11 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника терминала ООО «Порт Вера» ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалобу защитника начальника терминала ООО «Порт Вера» ФИО1 – ФИО3 удовлетворить.
Судья А.В. Фаленчи